Большой приход

О белорусско–китайских отношениях

В белорусско–китайских отношениях появился новый термин — «большой приход». О том, что потенциал и территория нашей страны могут оказаться полезными для Китая, активно выходящего на рынки Европы, Балтии и Украины, год назад сказал Президент. На этой неделе в Пекине председатель Палаты представителей Владимир Андрейченко детализировал: «Мы заинтересованы в большом приходе китайского бизнеса в экономику Беларуси». Бизнесмены, с которыми Владимир Андрейченко встретился во время своего визита, говорили о привлекательности белорусского рынка. Судя по всему, они к «большому приходу» готовы. А готовы ли мы?


В начале разговора посол в Китае Анатолий Тозик задал деловой тон: меньше общих слов — больше о проблемах и трудностях. Потому что когда деловые отношения развиваются динамично (а белорусско–китайские развиваются именно так), то и вопросов возникает больше. Последний раз руководитель палаты белорусского Парламента приезжал в Пекин семь лет назад, поэтому китайские бизнесмены поспешили воспользоваться возможностью поставить острые вопросы — в надежде, что белорусские законодатели многие из них смогут решить.


Предложений от предпринимателей поступило немало. Президент Китайской национальной корпорации по зарубежному экономическому сотрудничеству Ма Чжиу (его корпорация выполняет проекты модернизации минских ТЭЦ–2 и ТЭЦ–5) предложил нашим законодателям присмотреться к китайскому опыту в области предоставления льгот иностранным инвесторам. В свое время там выработали формулу «2+3»: первые два года предприятие, в которое вкладываются инвестиции, работает в безналоговом режиме, а следующие три платит только половину налогов. А если предприятие высокотехнологичное, льготный период может быть продлен. По мнению Ма Чжиу, эти правила могут распространяться на налоги на прибыль и добавленную стоимость.


Представители компаний, работающих в области электроэнергетики, призывали пересмотреть действующие в нашей стране стандарты на электроэнергетическое оборудование. Сначала об этом заговорил Ма Чжиу, а потом и заместитель генерального директора Китайской национальной электрической экспортно–импортной корпорации Юй Шэньчжи. Его корпорация хочет продавать нам электровозы... а со временем создать и совместное предприятие. Два с половиной года по этому вопросу работают, уже пять белорусских делегаций в Китае побывали, а воз (вернее, электровоз) и ныне там: не совпадают наши стандарты. «Те, которые применяются сегодня в Китае, — уверяет Юй Шэньчжи, — лучше и прогрессивнее, чем те, которые использует Беларусь, хотя в свое время мы перенимали стандарты в СССР. Сегодня все самые передовые технологии есть в Китае, и мы хотим поставлять оборудование, созданное с применением самых высоких технологий. Но для этого Беларуси нужно пересмотреть свои стандарты».


Чувствую, что многие скептически усмехнутся, прочитав эти слова: мол, какие такие в Китае технологии? Отвечу: знаете ли вы, что единственный в мире поезд на магнитно–левитационной подушке, развивающий скорость более 400 км/ч, «летает» над рельсами именно в Китае? Знаете ли вы, что между Пекином и Тяньцзинем уже по рельсам ходит поезд, развивающий скорость 340 км/ч? Сама ездила — ощущение фантастическое! Здесь сейчас так активно строят скоростные железные дороги, что скоро сравняются в этом с Японией и Европой. Так что у китайцев есть чему поучиться, тем более что они готовы делиться опытом.


Энергетика, как оказалось, вообще одна из самых перспективных отраслей двустороннего сотрудничества. Вице–президент крупной энергетической корпорации по ветроэнергетике Ли Циньлинь говорил о том, что Беларуси необходимы четкая стратегия по развитию энергетической системы, долгосрочная программа по ценообразованию в области электроэнергетики. Когда будет понимание перспективы, тогда придут и инвестиции. Тем более что многие китайские компании обладают достаточными кредитно–инвестиционными ресурсами и для осуществления многих проектов им не нужны заемные средства. Об этом, например, сказал вице–президент компании CGGC Жэнь Цзяньго. Его компания, между прочим, выполнила 70% работ по возведению крупнейшей в мире ГЭС «Три ущелья». «Мы любим Беларусь. А еще нам очень нравится ваш рынок», — признался Жэнь Цзяньго. И эти слова, пожалуй, стали лейтмотивом встречи деловых кругов: в отношениях есть шероховатости, но главное — есть желание работать вместе. При таком подходе любые проблемы разрешимы.


Чтобы решать их было легче, вчера в Пекине подписано Рамочное соглашение о развитии долгосрочного всестороннего сотрудничества между Экспортно–импортным банком Китая и Правительством Беларуси. Оно предполагает открытие кредитной линии на сумму 5,7 млрд. долларов для финансирования совместных белорусско–китайских инвестиционных проектов в сфере энергетики, телекоммуникации, транспорта и промышленности.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter