Большой педсовет

Сегодня в Минске начинает работу II съезд учителей республики.
Сегодня в Минске начинает работу II съезд учителей республики. Этого форума, признаться, заждались. Первоначально он планировался на июнь. Отложили на осень. Время внесло в ситуацию свою интригу: готовили съезд при одном министре образования, а проводить будет другой. И, как выясняется, по совершенно иному сценарию. Будучи всего несколько дней в ранге министра, перекроить уже от и до продуманный порядок работы 700 делегатов и 300 гостей форума - согласитесь, на это нужны веские причины. У министра образования Петра БРИГАДИНА, судя по всему, они есть.

- Прежде всего, мы сняли с повестки первого дня запланированный доклад министра. Я считаю, надо выслушать людей. Будут выступления учителей, воспитателей, руководителей образовательных учреждений. Мы хотим, чтобы высказался каждый - именно на это ориентирована работа 7 секций. Качество образования, перегрузка и здоровье детей, организация питания в учебных заведениях, учебники и учебные программы, новые образовательные технологии, информатизация, социальное сиротство, воспитание молодежи - вот лишь некоторые вопросы, которые нам предстоит обсудить. По самым болевым из них запланированы мини-опросы.

- А не получится так, что поговорили, в очередной раз выпустили пар и благополучно забыли и о съезде, и о предложениях?

- Это исключено. По итогам работы будет подготовлен протокол конкретных поручений. Так что ни одна конструктивная идея не останется без внимания.

- Петр Иванович, каковы, на ваш взгляд, самые острые проблемы современной школы?

- Содержание образования - учебные планы и программы, их взаимосвязь и преемственность на разных ступенях образования, качество учебников. На днях принесли талмуд по информатике для 8 - 9-х классов. 544 страницы. Полистал его и пришел к выводу, что сей фолиант даже будучи профессором я уже не осилю. Да и какой смысл напрягаться, если через год-два все в нем изложенное безнадежно устареет? Взял новый учебник по физике - так, похоже, старый пора возвращать. Или еще. Учебник по русскому языку для начальной школы. Думаю, родители вряд ли смогут осилить его. Зачастую у нас пишут книгу одновременно и для педагога, и для ребенка, чего делать в принципе нельзя. В итоге наукообразные усложненные тексты. Мы намерены приступить к подготовке нового поколения учебников. Еще один крайне серьезный вопрос - мотивация труда учителя. Да, педагог, который любит детей, способен творить чудеса. Но мотивация основывается еще и на вполне материальных вещах. Мы подготовили предложения по изменению механизма управления школой, предусматривающие повышение управленческой и финансовой ее самостоятельности. Какого педагога поощрить, кого из детей бесплатно покормить, кого за государственный счет одевать - все это не в министерских кабинетах должно решаться, а на местах, там лучше знают. Мы должны только помогать. Вся система управления образованием должна работать на учителя, на директора школы, а не наоборот. И еще. С того же директора сегодня спрашивают за все: за кадры, за успеваемость, за швабры, за питание, за воспитание. А рычагов-то у него никаких - ходит руководитель с протянутой рукой. Хорошие отношения с местной властью - помогут, нет - иди дальше... Между тем в республике школ столько же, сколько и предприятий, так не пора ли возрождать шефские связи? Конечно, без былого формализма.

- Мне кажется, никакие шефские связи не восполнят недостаток финансирования.

- Но следует учитывать и реальные финансовые возможности государства. Однако есть обнадеживающие моменты. Как раз сейчас обсуждается проект бюджета на будущий год. Проект закона об образовании в редакции парламентариев предусматривает финансирование отрасли в размере 10 процентов ВВП. Если в следующем году мы выйдем на 7 - 7,5 процента (а я очень на это рассчитываю) - уже неплохо. Разумеется, нужно максимально эффективно использовать имеющиеся ресурсы. Назрела необходимость создания попечительских советов учреждений образования. И еще одна перспектива: качественные дополнительные образовательные услуги, которые может предоставлять школа и за которые не стыдно будет брать деньги. Я очень рассчитываю на местные органы власти, надеюсь, мы найдем общий язык. Образование является важнейшим государственным приоритетом. Но его интересы нужно защищать. И когда делается это аргументированно, то и решения будут приниматься верные.

- Изменятся ли с вашим приходом образовательные приоритеты?

- А почему они должны меняться? Они давно определены государственными программами "Дети Беларуси", "Дети Чернобыля". Есть целевые программы в сфере образования "Иностранные языки", "Информатизация", "Сельская школа" и др. Иное дело, что их финансовое обеспечение оставляет желать много лучшего. Что же касается реформы, она завершится к 2010 году, никаких резких "ускорений" не предвидится. Вообще, я считаю, школа по своей природе консервативна, и это нормально.

- Здоровый консерватизм, конечно, хорошо. Но все же какой, по-вашему, должна быть школа в третьем тысячелетии?

- Знаете, я на этой неделе встречался с опытными педагогами, пытался понять, была ли та, прежняя, система образования лучше нынешней? Есть масса факторов, которые влияют на сегодняшнее состояние школы. Все их нужно серьезно осмыслить. В конце концов для этого мы и проводим съезд...

- Бытует мнение, что школа не может быть лучше общества...

- Согласен. И поэтому я считаю, что у нас есть повод для оптимизма. Общество постепенно поворачивается лицом к проблемам детства. Снижается подростковая преступность. Прошли времена, когда родители, забросив детей, "челночили" сломя голову. Уверен, дадут положительные результаты и пятидневка, и переход к 10-летней базовой школе, и другие новации.

- Ваше рабочее кредо?

- Не мешать. Не давить авторитетом инициативу, потому что это всегда заканчивается одинаково: подчиненные начинают думать только о том, как бы потрафить начальнику. Я против формализма, неуважительного отношения к людям и общения в сослагательном наклонении.

- Петр Иванович, ежели начистоту: есть желание что-то в образовании категорически переиначить?

- Ну, ломать - не строить, сами знаете. Но делать это можно только когда и сам, и коллеги на 100 процентов уверены, что по-другому нельзя. А вот с чем однозначно нужно бороться, так это с формализмом и бумаготворчеством, поспешностью и некомпетентностью.

- И возвращаясь к главной теме нашего разговора: чего ждет от съезда министр образования?

- Теоретически развитие системы образования достаточно четко прописано в различных концепциях. Школа должна стать интеллектуальным, культурным средоточием. То есть стратегия определена, вопрос - в механизмах ее реализации. От авралов пора переходить к системной работе, иначе, ориентируясь в настоящем, очень просто проглядеть будущее. Поэтому в выступлениях делегатов хотелось бы услышать не только о проблемах (о них в министерстве знают, пожалуй, лучше, чем где-либо еще), сколько о путях, пусть самых нестандартных, их решения.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter