45-й турнир Александра Медведя пройдет в Минске

Большой Медведь

Однажды у меня зазвонил телефон. Говорил не слон, а Медведь. Самый настоящий, только без шерсти — Александр Васильевич предложил встретиться. Я заглянул к нему на кафедру в БГУИР.



Мне повезло — это факт. Не скажу, что та встреча перевернула мою жизнь наизнанку, но определенно заставила на многие вещи смотреть по–иному. Было это года четыре назад: Александр Васильевич задумал к своему 75–летию написать мемуары. Я был выбран им в качестве литературного помощника, и, конечно, мы быстро ударили по рукам. Ну, не удача ли это: сотрудничать с величайшим спортсменом современности, трехкратным олимпийским чемпионом, семикратным чемпионом мира, с борцом, перед которым преклоняется весь мир, и это — не преувеличение?! Несколько месяцев я ходил в «берлогу» Васильича в БГУИР, как дети в школу, — мы сидели, вспоминали, разговаривали, иногда позволяя себе по рюмашке для остроты пера и чтобы освежить память. Я перелопатил весь архив Медведя из старых вырезок, брошюр, газет и журналов — тонны информации, опрокидывавшей меня на лопатки своей разнообразностью и напором. Там такая жизнь — учебник, бери как руководство к действию. Потом на основе вышедшей, а сейчас уже и переизданной книги я напишу еще сценарий к документальному фильму о Медведе — «Непобедимый». Но и теперь, и тогда я искренне не понимаю, почему до сих пор ни в одну светлую голову наших доблестных киношников не пришла гениальная в своей простоте мысль: снять по мотивам этой легендарной жизни художественный фильм! Спортивный жанр нынче — мейнстрим. В России кино о Валерии Харламове «Легенда № 17» вызвало фурор и споры одновременно, а у нас целый Медведь бездействует и простаивает.

Медведь — это глыба. Я каждый раз жму его все еще очень крепкую руку, испытывая некое чувство почти религиозное, будто к статуе Будды прикасаюсь. Неунывающий и неукротимый борец, сломить которого, кажется, невозможно в принципе. Помню, с каким благоговейным трепетом смотрели на него турки во время чемпионата мира по борьбе в Стамбуле. А когда Васильич, взяв за локоть, провел меня в ВИП–ложу, я чувствовал себя почти как султан: меня после этого все оставшееся до конца турнира время встречали и провожали почтительными поклонами. Это не шутки, так и есть. В Иране, где борьба — одна из религий, он почти бог. В России, знаю точно, можно решить много вопросов, если у вас есть депеша от Медведя или его устное напутствие — авторитет у Александра Васильевича космический. Но при этом он всегда оставался человечным и простым, готовым отломить и поделиться горбушкой пахучей черняшки с сальцом, которые всегда имел с собой во время любой командировки.

В пятницу и субботу в Минском Дворце спорта пройдет очередной борцовский турнир Александра Медведя. Приедут спортсмены из 26 стран: чемпионы мира, олимпийских игр — весь цвет современной борьбы. Вы не поверите, но это будет уже 45–я встреча «на высшем уровне»! Представьте себе: 45 лет каждый год в Минске проходит турнир Медведя — Гран–при ветеран, Гран–при долгожитель. За это время мир успел измениться до неузнаваемости как технологически, так и геополитически, а Медведь и его борьба — незыблемы. Впервые Дворец спорта принял в гости лучших борцов мира в 1970–м — Медведь еще боролся, он был в самом соку, он еще успеет выиграть чемпионат мира, Европы и Олимпиаду–1972, а турнир его имени уже был организован. Случай уникальный, и он лучше всяких других слов подчеркивает и уникальность личности самого Александра Васильевича.

Он снова придет на борьбу. Будет нарасхват среди коллег, друзей и журналистов. Раздаст десятки интервью и сотни автографов. Со слегка надменным прищуром великого чемпиона будет наблюдать за борьбой нового поколения, выискивая среди них достойного и равного себе. А потом наградит победителей, оставив в их памяти незабываемую зарубку на всю жизнь. Потому что молодые борцы знают: равных Медведю не было и нет — он такой один.

Советская Белоруссия № 41 (24671). Среда, 4 марта 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter