Большой медбрат

О реформе здравоохранения в США

Пожалуй, даже далекий от политики человек заинтересуется последней новостью из Соединенных Штатов, которая преподносится СМИ как самая главная, историческая, переломная победа президента Обамы. О чем же речь? Кого победил Обама — террористов, талибов или главных мировых конкурентов? Нет, он выиграл сражение внутри страны за право американцев иметь медицинский страховой полис. Оказывается, 15% граждан супердержавы вообще не располагают никакими страховыми гарантиями на случай болезни. Реформа, одобренная конгрессом, предполагает, что теперь медицинская страховка появится у 32 миллионов жителей страны, которые ее не имеют.


Я думаю, будет небезынтересно узнать, что же она дает. Ведь весь мир использует американский опыт во многих областях, не исключено, что и медицинская отрасль не окажется без последователей.


Конечная цель реформы, задуманной Бараком Обамой, в том и заключается, чтобы гарантировать медпомощь большинству населения и в то же время сократить огромные расходы на охрану здоровья. Для этого впервые в истории американцев обяжут покупать медицинскую страховку — отказ от заключения контракта обернется серьезными штрафами.


Одновременно государство сильно приструнит страховые компании — теперь они не смогут отказывать в страховке детям, у которых имелись заболевания до заключения контракта с их родителями. Застрахованные родители смогут обеспечивать лечение и своих отпрысков до тех пор, пока они не достигнут 26–летнего возраста (сейчас порог составляет 23 года).


Существенно увеличено финансирование специальных программ Medicare и Medicaid, отвечающих соответственно лекарствами и медицинской помощью за обеспечение малоимущих. Согласно принятому законопроекту обладатель Medicaid теперь в течение года сможет получить медицинскую помощь почти на 30 тысяч долларов.


Специальная федеральная служба будет бороться с необоснованным повышением страховых взносов и другой незаконной практикой частных компаний, как, например, отказами заключать страховые договоры с уже заболевшими людьми. Многие аналитики внутри США позитивно оценивают новшества, считая, что конкуренция на рынке позволит каждому американцу найти страховку по средствам.


Со стороны же очевидно, что на смену либеральной модели приходит более социально ответственная. Конечно, за все эти блага придется платить — примерно 940 млрд. долларов в течение ближайших десяти лет. Около 400 млрд. из них лягут на плечи налогоплательщиков. Этим и объясняются ожесточенные споры вокруг законопроекта. Ведь увеличение социальных выплат предполагается за счет наиболее богатых американцев. Можно представить, как активно давило на конгресс и околомедицинское лобби, защищавшее интересы фармацевтической промышленности и производителей медицинского оборудования.


Ставки были высоки, тем не менее палата представителей не могла откровенно заблокировать «народную реформу» президента.


Приветствуя решение конгрессменов, Обама еще раз акцентировал внимание на данном обстоятельстве: «Мы доказали, что это правительство — правительство, избранное народом и для народа, — продолжает на него работать», — заявил он, выступая на пресс–конференции в Белом доме.


Здоровье американцев — важная, ключевая часть предвыборных обещаний Барака Обамы. А потому в воскресенье в США, по сути, решался и куда более глобальный вопрос: насколько силен политический ресурс президента? Ведь не поддержи конгресс США обамовскую реформу здравоохранения — и он был бы обречен оставшуюся часть президентского срока провести в Кэмп–Дэвиде. В том смысле, что загородная резиденция президента США была бы единственным местом, где еще чувствовалось политическое влияние президента...


Особенно после того, как демократы лишились «супербольшинства» (квалифицированного большинства в 60 голосов) в сенате. Это позволяло республиканцам тормозить, а то и блокировать дальнейшее продвижение реформы системы здравоохранения, на которую Барак Обама сделал свою основную ставку во внутренней политике.


Так что вовсе не ради красного словца президент США назвал одобрение законопроекта событием, имеющим историческое значение. Если уж использовать эту метафору, то можно сказать так: отныне «историю болезни» простых американцев будет писать государство, переведя под правительственный контроль большую часть американской экономики.


Теперь реформа здравоохранения должна быть одобрена в верхней палате конгресса — сенате США.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter