Большой и малый

О большом и малом бизнесе

По электронной почте мне пришло письмо из Могилевского горисполкома. В нем сообщалось об открытии в городе крупного торгового центра. Точно такие же письма получили многие другие мои коллеги.


Хорошо, конечно, что местные власти помогают бизнесменам сделать рекламу. Только, уверена, у крупного бизнеса и так хватило бы средств на изготовление баннеров и буклетов. Другое дело — начинающие мелкие коммерсанты, у которых каждая тысяча рублей на счету. Вот им поддержка была бы нужнее.


Конечно, понимаю, крупный магазин — это серьезные налоговые поступления в казну. С другой стороны, небольшая фирма или индивидуальный предприниматель также приносят немало пользы. Например, перевозят пассажиров, устанавливают новые двери и окна, ремонтируют одежду и обувь, снимают ксерокопии с документов. Именно мелкие предприниматели часто берутся выполнять заказы, которые их более обеспеченным коллегам покажутся несущественными: поправить забор, переплести старую книжку. Правильно ли замечать только тех, кто «весомее»?


Разговорилась с владельцем небольшого мебельного цеха Александром Лазаревым. Он подтверждает: пока маленьким компаниям есть на что обижаться. Некоторые чиновники все еще не ставят знака равенства между большим частным заводом и сотней индивидуальных предпринимателей. Хотя, по подсчетам производителя столов и диванов, поступления в казну с городского рынка ничуть не меньше, чем от солидного предприятия.


Впрочем, Лазарев не отрицает, что ситуация все же меняется к лучшему. Еще пару лет назад, убегая от волокиты и бюрократии в кабинетах, наши предприниматели переводили свой бизнес в соседнюю Россию. Сегодня наметился обратный процесс. Здоровый деловой климат привлекает. В среде коммерсантов набирает обороты любопытная тенденция — движение от чистой конкуренции к партнерству.


И владельцы солидных капиталов, и их более скромные коллеги — в первую очередь деловые люди. Самые дальновидные даже делятся выгодой.


Крупный швейный цех, расположенный на Могилевщине, недавно заключил договоры с несколькими маленькими магазинчиками — дает им товар на реализацию. Раскрученная строительная фирма делится заказами с несколькими начинающими партнерами. Браться за небольшие объемы не всегда выгодно. Но и постоянных клиентов терять не хочется: могут переметнуться к другим.


Владельцы могилевского магазина оптики рассказали: если не могут быстро выполнить чей–то заказ, направляют покупателей к конкурентам. Те в свою очередь тоже иногда рекомендуют своим посетителям чужой магазин. Такая практика в порядке вещей. И всем выгодно.


Вот и начальник управления предпринимательства Могилевского облисполкома Виктор Красовский убежден, что успех в бизнесе во многом зависит от умения ладить не только с клиентами, но и с партнерами. Почему мелкий предприниматель не может быть поставщиком крупного магазина или крупный бизнес — торговли малых форм?


Кроме того, большой бизнес или малый — понятие весьма относительное. Сегодня человек нарабатывает авторитет и капитал. А завтра, смотришь, берется за смелый инвестиционный проект.


И, наверное, нет большой беды, если небольшую, недавно открывшуюся фирму пока не заметили и обошли вниманием городские власти. Если ее директор сумеет убедить кого–то из представителей крупного бизнеса, что сможет стать ему нужным, надежным партнером — это тоже реклама. Еще какая!

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter