Большой гон

Бандитизм, беспризорники, самогоноварение - главные направления, по которым с первого дня создания в 1919 году начала работать губернская милиция на территории нынешней Гомельщины.
Бандитизм, беспризорники, самогоноварение - главные направления, по которым с первого дня создания в 1919 году начала работать губернская милиция на территории нынешней Гомельщины. Если первые два пункта давно отсутствуют в списке приоритетов, то последний и спустя 85 лет весьма актуален. Изжить этот "народный промысел" не удается...

Самогон пахнет булками

Валентина (имя изменено) производит самогон уже 12 лет - с тех пор, как познакомилась с матерью будущего мужа. Та была довольна потенциальной невесткой - наконец-то есть кому передать секреты мастерства. Сын-то, оболтус, традиций не чтит, стараний родительницы не ценит и вообще порой черпает втихаря бражку, не умея дождаться готового продукта. Валя же - дама светская, вдумчивая, самогон хлещет в меру, предпочитает винный напиток "Сангрия".

Сегодня бизнес строится в два этапа. Производством в своей гомельской квартире ведает Валентина, за продвижение продукта и работу с клиентами отвечает свекровь, живущая в деревне. Как-то подсчитали: за 12 лет трудовой деятельности удовлетворили потребительский спрос примерно на 6,5 тонны (!) напитка.

Приготовление самогона в Валином семействе с годами оформилось в замысловатый, но приятный ритуал. Приятность нарастает по мере созревания браги. Правда, процентов 30 полуфабриката каждый раз приходится списывать на "неестественную убыль" - муж по-прежнему любит приложиться к бидону, за что подвергается нещадной обструкции со стороны Вали. В один прекрасный день 40-литровая молочная емкость, называемая "бимбер", громоздится на плиту и начинается процесс перегонки. Бимбер в окне многоэтажки хорошо виден с улицы, и потому свет на кухне гасится, а окна зашториваются. Еще одна проблема - мощный дрожжевой аромат. Для конспирации параллельно с приготовлением самогона Валя принимается печь пироги. Соседи знают: запахло булками - значит, скоро можно идти в гости. Вся семья в этот день ходит румяная, довольная - пекут в потемках пироги...

Самый торжественный момент - исследование готового продукта. Глава семьи достает "дозиметр", фиксирует градус. Последний аккорд - ритуальное поджигание ложки итоговой жидкости, сопровождаемое замечаниями о цвете пламени.

Валентина божится, что ее продукт вкусен и полезен, приготовлен с использованием пророщенных пшеничных зерен и прочих вегетарианских технологий. Не то что жуткие реактивы, которыми под видом самогона травят народ конкуренты. Такую бесчестную технологическую политику, позволяющую снизить себестоимость продукции, Валя, кипятясь, называет профанацией идеи. Сама она придерживается консервативных взглядов.

Конкуренция - особая статья. По словам самогонщицы, нынче в ее деревне соотношение пьющих и гонящих - 50 на 50. Покупают в основном те, которым самим лень гнать, да, по особой рекомендации, залетные-командированные. Мало того что недобросовестные Валины соперники норовят подсунуть им всякую гадость, подрывая доверие ко всей индустрии, так еще и повадились давать местным на вексель. Такое заигрывание с клиентом, в надежде удержать его, по мнению Валентины, наносит только вред. Учитывая платежеспособность покупателей, ни задолженность в результате не гасится, ни у других продавцов бизнеса нормального не получается. Вообще, бешеные барыши самогонщиков, по словам Вали, - сказки. Рынок перенасыщен, прибылей едва хватает на жизнь, не до модернизации.

Некоторые считают, что на самогонном бизнесе сказывается и конкуренция со стороны дешевых магазинных "чернил". Градус в них, конечно, не тот, но, дескать, если человеку хочется пить, он градуса не разбирает. Валентина, напротив, уверена, что "чарлик" самогону не конкурент. Мол, каждый знает - куда полезнее самогоночки похлебать, чем эту гадость.

Замечу, ни Валя, ни ее супруг пьяницами не являются.

Напиток с богатым внутренним содержанием

"Идейность" Валентины - явление нечастое. В погоне за прибылью дельцы от самогоноварения творят зловещие дела. Одно дело, если химичат для личного пользования. В экспертном центре областного УВД рассказали, что попадались образцы, превосходящие по характеристикам дорогие сорта заводской водки. На продажу так напрягаться не обязательно. Эксперты Константин Крахмалов и Евгений Королев научили меня некоторым аппетитным методикам.

Во-первых, важно побыстрее выгнать бражку. Некоторые знатоки биохимии помещают в бидон деревянный кол, который перед этим выдержали пару суток в яме своего туалета. Пропитавшееся фекалиями дерево выступает в качестве катализатора процессов брожения, позволяет сэкономить несколько дней, повысить производительность.

Сократить затраты времени позволяет и немножко более интенсивное, чем необходимо, кипение при перегонке. Зато выделится этанол - то, от чего как раз и болит голова, разрушаются печень, почки (в лучшем случае).

Мутность продукта обычно свидетельствует о высоком содержании сивушных масел. С другой стороны, и прозрачность ничего не гарантирует - ее можно добиться простым фильтрованием. Кроме того, эстетствующие самогонщики для красивости добавляют в напиток немножко медного купороса - это дает прозрачность с приятным голубоватым оттенком.

Чтобы понравиться клиенту, важно как следует дать ему по мозгам (не дубиной, конечно, а продуктом). И градус тут, как выяснилось, не главное. Опытные потребители четко различают, в какой из хат самогон "дурнее" и действуют в зависимости от того, какого эффекта желают добиться: просто выпить и полежать либо иметь насыщенный уик-энд.

Для пущей "психотропности" напитка используют куриный помет. Этот кислотный ингредиент повышает усвояемость. Правда, успешно сжигает при этом слизистую оболочку рта и внутренних органов. Подобный результат дает и лавровый лист, который вызывает прекрасное отравление эфирными маслами, столь ценимое пьяницами. Весьма популярны селитра, димедрол, всевозможные аэрозоли. Был случай: к одной бабке пришли покупатели, а ее не случилось дома. Мужики, дожидаясь хозяйку, поинтересовались у малолетнего внука, выгнала ли бабушка продукт. Пацан бодро отвечал, что да, только еще не пшикнула. На глазах у клиентов схватил баллончик с дихлофосом и, как не раз делала старушка, деловито поставил точку в технологическом процессе...

Непревзойденный эффект удается получить, умело применив полиэтиленовые мешки и крышки. Неизвестно, кто из деревенских самогонщиков догадался компоновать эти цепочки полимеров, но растворенный в самогоне полиэтилен действует сногсшибательно, позволяя производителю значительно снизить содержание спирта.

Вообще, похоже, цель этих изысканий - свести содержание спирта в самогоне к нулю. И... убить потребителя.

Кто - гонит, кто - гоняет...

Милиция ищет, изымает, выливает, наказывает. Как видим, уже десятки лет. Народ продолжает гнать и покупать, живучесть народных традиций - не пустые слова. Да и экономические предпосылки никто не отменял. Если магазинная водка стоит больше 4.000, то самогон - не больше 2.500 за пол-литра. Для сельского труженика разница принципиальная. Кроме того, спиртное с большим успехом заменяет деньги, когда надо рассчитаться, к примеру, с трактористом за вспашку огорода. Потому особо интенсивно гнать начинают накануне посевной и уборочной.

Старший участковый инспектор милиции Владимир Бондарев, контролирующий территорию Покалюбичского сельсовета, за свою практику в различных районах Гомельщины перевидал много самогонных аппаратов. Говорит, что пресловутые партизанские мини-предприятия в лесу - научно установленный факт. Составляется график, в назначенное время народ подвозит личную брагу, консультируется у специального деда о ее готовности и заготавливает себе самогона сколько требуется, оставляя эксперту установленный процент первака.

В Покалюбичах ситуация иная - гонят по хатам. С Владимиром Бондаревым и его коллегой Дмитрием Павловичем я поучаствовал в рейде по выявлению таких точек.

Милиционеры знают, где искать. Первый же дом дает трофей в виде бидона с брагой литров эдак на 20 - стоит, родимый, у печки, доходит.

- Глянь, емкость какая, - показывает Павлович.

На бидоне красуются череп и кости, свидетельствующие о том, что когда-то здесь держали ядохимикаты.

Пока Бондарев составляет протокол, хозяйка сетует на то, что вот скоро невестка вернется из роддома - а выпить-то и нечего... И как теперь жить?..

Следующий адрес - и очередной пенящийся бидон. Хозяин демонстрирует готовность сотрудничать с органами - только верните посуду.

Самих аппаратов пока найти не удается - в серванте их не хранят. На вопросы о том, где собирались брагу-то перегонять, сообщают, что забыли. Разумеется...

В одном из домов дедушка объясняет, для чего ему богатырская лохань с брагой: к 8 Марта готовится. Любят в Покалюбичах этот праздник. В другом случае около 50 литров браги и 20 литров самогона оказались припасены "для дня рождения". Спустя полтора часа изъятое перестает умещаться в милицейский УАЗ, машина благоухает.

Напоследок экспроприируем-таки самогонное устройство, изготовленное из бачков для доильного аппарата. Хозяйка объясняет, что отбирать его нельзя, поскольку надо и внуку на учебу деньги, и в хозяйстве самогон нужен, и вообще осиротеет дом без этой штуки. Дом мы все же осиротили...

Уличенные в самогоноварении скорее всего удостоятся штрафа. О свойствах изъятого продукта теперь предстоит высказаться экспертам. Мы же при всех попытках поджечь жидкость так ничего и не добились. Видимо, все-таки полиэтилена там больше, чем спирта!
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter