В Москве прошли заседания Совета коллективной безопасности ОДКБ и Высшего Евразийского экономического совета

Большой день в Москве

В Москве прошел большой интеграционный день. Кремль принимал заседания Совета коллективной безопасности ОДКБ и Высшего Евразийского экономического совета на уровне глав государств. Главный итог работы: с 1 января, как и планировалось, начинает работать Евразийский экономический союз. Но уже не в формате «тройки», с которого начинался этот серьезный интеграционный проект, а фактически в виде «пятерки». К инициативам Беларуси, России и Казахстана присоединились Армения и Кыргызстан. После ратификации договора с Арменией можно считать, что эта страна стала полноправным членом союза. Договор о присоединении Кыргызстана подписан вчера, и все процедуры по его вступлению в силу предполагается провести до мая будущего года. И еще примечательный момент: первым председателем ЕАЭС будет Беларусь.


Однако обо всем по порядку. Пожалуй, еще никогда заседание Совета коллективной безопасности ОДКБ не проходило на столь сложном внешнем фоне. Ситуацию у наших границ Александр Лукашенко прямо назвал не просто напряженной, но и взрывоопасной. Масштабные риски и вызовы требуют скоординированной политики всех партнеров, считают в Минске. И такую позицию разделяют все государства — участники Организации Договора о коллективной безопасности. Разумеется, главными инструментами разрешения конфликтов и снижения напряженности в отношениях ОДКБ видит дипломатические. Однако свою первостепенную важность сохраняет и укрепление силового потенциала организации. При этом Александр Лукашенко сделал важное уточнение. Укрепление военной составляющей не означает исключительно создание новых элементов. Их достаточно. В первую очередь необходимо практически отрабатывать вопросы управления и алгоритмы применения уже существующих сил, совершенствовать коллективный силовой потенциал.

Очевидно, что сегодня ОДКБ обретает черты межгосударственного органа, обеспечивающего безопасность Евразийского экономического союза. Состав участников обеих структур практически идентичен, за исключением Таджикистана, который пока присматривается к евразийскому интеграционному проекту. Поэтому на ОДКБ возлагается задача защиты экономических интересов ЕАЭС. В Минске считают, что для этого могут быть задействованы уже существующие механизмы взаимодействия спецслужб и других структур, способные создать заслон организованным преступным группировкам, которые уже сегодня пытаются использовать новые экономические условия в своих целях.

На заседании принято решение о передаче председательских полномочий в ОДКБ от России Таджикистану. Президент Эмомали Рахмон заверил коллег, что работа будет и далее продуктивной. Александр Лукашенко как всегда четко обозначил позицию нашей страны:

— Беларусь была и остается верной союзническому долгу в рамках Организации Договора о коллективной безопасности.

При этом Президент Беларуси посоветовал иным наблюдателям не думать о том, что руководители разных стран приехали в Москву что–то просить взамен чего–то. Идет взаимно заинтересованная, совместная работа в общих интересах.

Если в первой половине дня в Кремле речь шла о том, как защищать общие экономические интересы, то вторая была посвящена обсуждению непосредственно этих интересов. Считанные дни остались до того, как Евразийский экономический союз станет новой геополитической реальностью. Однако некоторые события последнего времени отчетливо показывают, насколько сложен и многотруден процесс такого глобального строительства.


Взглянем на процесс объективно. Минск всегда последователен и дисциплинирован в исполнении межгосударственных договоренностей. Хотя до подписания Договора о создании ЕАЭС и его ратификации мы высказывали некоторые принципиальные замечания о течении интеграционного процесса. Так, с белорусской стороны звучали суждения о неприемлемости установления неких переходных периодов вместо образования полноформатного таможенного союза. И тем не менее мы пошли навстречу партнерам и договор подписали. Хоть и предупредили: при такой конструкции могут возникнуть проблемы. Прошло немного времени, и они, увы, проявились. На итоговой пресс–конференции Президент Беларуси говорил об этом прямо.

Сами переговоры он назвал достаточно сложными. И это вполне естественно. Слишком широк спектр вопросов функционирования Евразийского экономического союза. Главы государств постарались найти варианты развязки многих разночтений. Но некоторые моменты требуют публичного осмысления. Так, Александр Лукашенко констатировал, что свободного движения товаров у нас в полном объеме как не было, так и нет. Так, например, Минском и Москвой в полном объеме не обеспечено взаимное предоставление наиболее благоприятных национальных режимов доступа к государственным закупкам. Хотя сделать это было необходимо еще с 1 января 2012 года. Еще один пласт проблем в последнее время у всех на виду. Это запрет Россельхознадзором поставок продукции ряда белорусских предприятий на российский рынок и блокада, вопреки всем международным нормам, транзита товаров с белорусской территории. Все это сделано в одностороннем порядке, без каких–либо согласований, минуя ЕЭК, и, как выяснилось в ходе переговоров, без согласования с Владимиром Путиным.

Будем надеяться, здесь точки над «i» будут расставлены окончательно. Но ситуация обнажила и один системный недостаток: слабость позиции Евразийской экономической комиссии. Она дистанцировалась от участия в решении проблемных вопросов, хотя должна действовать решительнее. Ведь этот наднациональный орган и учреждался для того, чтобы содействовать развитию экономического взаимодействия стран — участниц интеграционного проекта. А здесь, обратил внимание Александр Лукашенко, просматривается некоторое замедление.

Статистика показывает, что в январе — сентябре объем взаимной торговли государств — членов Таможенного союза составил чуть меньше 90 процентов от уровня прошлого года. И это, считает Президент Беларуси, сигнал к более решительным действиям:

— Промедление с принятием на данном этапе жизненно важных решений может обернуться потерей не только динамики объединительных процессов, но и откатом назад, чего народы наших государств современным политикам не простят. Особенно учитывая работу СНГ. Второго СНГ народы не простят.

Ну а в главном взгляды стран — участниц евразийской интеграции совпадают. Они полны решимости двигаться дальше к еще более тесному сближению. Этапы расписаны вплоть до 2025 года. Минск готов к продолжению равноправного взаимовыгодного диалога по любым вопросам и уверен, что так будет выражена позиция и наших партнеров.

В завершение работы Александр Лукашенко порекомендовал журналистам более трепетно относиться к освещению темы интеграции. Здесь очень много тонких и деликатных вопросов. Нет нужды нагнетать ситуацию, представляя, будто кто–то здесь выторговывает для себя какие–то условия. Это не базар. Идет равноправный диалог. Ну и последнее дело — переходить на личности. Тот или иной политик может нравиться или нет, но он представляет свой народ. И вести себя неприлично по отношению к целому народу — очень некрасиво.


Советская Белоруссия №245 (24626). Среда, 24 декабря 2014.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter