Большой антракт

Если фасады Национального театра оперы и балета выглядят еще более–менее привычно, «интерьеры» этого некогда блистательного здания красноречиво свидетельствуют: реконструкция и реставрация в самом разгаре...
Если фасады Национального театра оперы и балета выглядят еще более–менее привычно, «интерьеры» этого некогда блистательного здания красноречиво свидетельствуют: реконструкция и реставрация в самом разгаре. То есть количество слов, сказанных по этому поводу (а говорили, как мы помним, и весьма эмоционально, многие и немало), все–таки перешло в качество. Качество действий.

Партия для крана с подрядчиком

Конечно, любой капремонт на начальном этапе — зрелище не для слабонервных. Кто хоть раз переживал такое, меня поймет. А тут еще эти глобальные площади... Изнутри театр сейчас похож на тяжелобольного в паутине бинтов и капельниц: в зрительном зале установлены леса, золотая лепнина скрыта от возможных повреждений за деревянными щитами, паркет разобран до основания, о мраморных полах и колоннах остались одни воспоминания. Но сравнение с тяжелобольным приходит на ум только в первые минуты — никакой тревоги, свойственной лечебным учреждениям, в воздухе (пускай и пыльном) здесь не ощущается. Не прекращающийся ни на минуту характерный шум и вспышки сварочных аппаратов подтверждают — все идет по плану. И даже, как оказывается, с 30–процентным опережением графика.

В течение ближайшего месяца здесь будет возведена временная кровля (как известно, проект архитектора Лангбарда, который взяли за основу для реставрации, не предусматривал никакого купола), будет установлен и второй башенный кран. Для крана, правда, придется пожертвовать одним из боковых портиков ради сохранности дубов редких пород, высаженных лет 30 назад именитыми деятелями белорусской культуры (в том числе и бессменным худруком национального балета Валентином Елизарьевым). Позже портик восстановят.

А в июне сюда доставят еще один кран... Я почему так подробно о кранах — на начальном этапе реконструкции из–за них чуть не застопорился весь процесс.

— Понимаете, в стране сейчас строится много жилья, и высотные краны — большой дефицит, — поясняет главный инженер ЗАО «НПО «Эльвира» Валерий Козлов. Как генподрядчик он отвечает здесь почти за все. К слову, приспособить снятый с колонн мрамор (брекчия — так это называется на профессиональном языке) под облицовку полов в подвалах и коридорах — это остроумная идея «Эльвиры». Так что подвалы в обновленном театре будут действительно роскошными. И бюджетные средства сэкономлены...

Лангбард был бы рад...

Планируется, что через 2,5 года новый облик Национального театра оперы и балета будет максимально соответствовать задуманному Иосифом Лангбардом 70 лет назад. Вплоть до бронзовых муз по фасаду — Лангбард ведь даже специальные ниши для них предусмотрел, но молодому белорусскому государству, видимо, не хватило средств на подобные «излишества». В эскизах архитектора музы сохранились. Кто их станет воплощать в новом столетии, теперь определит конкурс. Убранство зрительного зала, созданное в 60–е Вальменом Аладовым, и скульптура Андрея Бембеля сохранятся без изменений (все–таки зритель привык), но сам партер станет куда удобнее. Как утверждает главный архитектор комплекса «Оперный театр», главный архитектор института АП «Институт «Белпроект» Анатолий Шабалин, за происходящим на сцене можно будет наблюдать без помех в виде чужих голов практически с любого места в зале. Предусмотрены также кресла для инвалидов.

...и впечатлен

Будущая машинерия сцены впечатляет особенно. Сцена–трансформер, состоящая из нескольких подъемных площадок, позволит сократить монтаж декораций от нескольких дней до считанных часов. Так называемый люк–провал (для поднятия из помещения под сценой актеров или реквизита) сможет появляться абсолютно в любой точке подмостков. Оркестр при необходимости будет подниматься до уровня сцены, оставаться в «яме» или прятаться еще глубже, в специальном «сейфе»... Да, а в подвале оборудуют еще один большой репетиционный зал.

Добавлю еще, что в парке возле театра разобьют две аллеи — оперы и балета, с фонтанами, скульптурами, даже, возможно, с артефактами из нашумевших постановок под стеклянными колпаками. А у входа в этот музей под открытым небом установят цветомузыкальный фонтан — шоу света, воды и музыки можно будет наслаждаться и без билета...
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter