Чего ожидать от Большого театра в новом сезоне?

Большому театру — большое плавание

Генеральный директор Большого театра Владимир Гридюшко рассказал о премьерах сезона
Кажется, хедлайнер событий культурной жизни страны — Большой театр оперы и балета — в очередной раз идет на рекорд. И снова премьерный. Впрочем, чему удивляться: Большой всегда был и по–прежнему остается неизменным лидером премьерной гонки, каждая постановка в котором обязательна к просмотрy. В прошлом театральном сезоне здесь и вовсе прыгнули выше головы, представив зрителям сразу 9 (!!!) спектаклей различных жанровых форм и размеров.

Секрет неизменного успеха генеральный директор театра Владимир Гридюшко объясняет просто: сцену надо любить, препятствия — преодолевать, а на достигнутом не останавливаться. За 6 лет на посту главного рулевого Владимир Павлович доказал: он с уважением относится к классике, но при этом не боится экспериментов. Громкие национальные премьеры, неожиданные творческие находки, восстановленные шедевры классики — уже который сезон минчане могут перебирать балетные и оперные драгоценности со всего мира в самом центре белорусской столицы. На днях в театре представили первую балетную премьеру нынешнего сезона — спектакль «Маленький принц» на музыку Евгения Глебова. Этой постановки Большой ждал более 30 лет.

Фото  Александра  РУЖЕЧКА
— Владимир Павлович, первым делом позвольте поздравить вас с долгожданной премьерой и сразу же поинтересоваться: как так получилось, что путь «Маленького принца» на минскую сцену был таким мучительно долгим, с начала 80–х?

— Мне сложно понять, почему этого спектакля так долго не было в репертуаре. Ведь музыка была написана Евгением Глебовым еще в 1981 году. Музыка — гениальнейшая, ее ни с чем нельзя сравнить. Плюс прекрасная хореография нашей Александры Тихомировой, сценография и костюмы Вячеслава Окунева. После премьеры ко мне подошла вдова композитора Лариса Васильевна Глебова, которая вместе с Тихомировой работала над либретто: «Жаль, что этой красоты не видит и не слышит Евгений Александрович...» Ее слова — наивысшая оценка нашего труда.

Балет «Лауренсия».
Фото  Владимира Шлапака.

Я уже не раз говорил и повторюсь: в театрах важно наряду с мировой классикой развивать и свое национальное искусство. Поддерживать белорусских композиторов, постановщиков, режиссеров. Сейчас в Большом театре тот же Глебов звучит трижды. Поясню: автор музыки к первой премьере этого сезона, детской опере «Доктор Айболит», Марина Морозова — ученица Евгения Глебова. Профессор Вячеслав Кузнецов — автор музыки к балету «Витовт», также ученик Евгения Александровича. И сейчас на сцене наконец зазвучал сам мастер. Но, к сожалению, публика слишком привержена сложившимся стереотипам, ее нужно учить воспринимать наше национальное как нечто столь же яркое и не менее достойное внимания. Вам не хуже меня известно: зритель идет в первую очередь на имена. В 2013 году мы позвали ведущего тенора Большого театра России Романа Муравицкого спеть в «Седой легенде», тем самым подняв зрительский интерес к постановке в разы. А ведь не так много артистов согласятся выучить партию на чужом для них языке (в данном случае белорусском) ради одного выступления.

Опера «Набукко».
Фото  Александра  СТАДУБА

— А есть вероятность, что мы увидим в Минске, скажем, Анну Нетребко? Или приму Мариинского театра Ульяну Лопаткину?

— Ульяна Лопаткина танцевала на нашей сцене несколько лет назад. Анна Нетребко — это хорошо, но есть много других прекрасных и востребованных солистов, которые у нас часто бывают, поют и танцуют. Совсем скоро с нашим симфоническим оркестром под управлением Владимира Спивакова споет Хибла Герзмава — чем не звезда? Или чем наша Оксана Волкова хуже? Поет в Ла Скала, востребована за границей, прославляет нашу страну на сцене ведущих мировых театров. 

Балет «Витовт».
Фото  Виталия  ГИЛЯ

— Многие мировые театры взяли за практику вести онлайн–трансляции спектаклей. Почему Большой театр не включился в мировой процесс? Боитесь потерять зрителя?

— Нет, потому что зрителя потерять невозможно. Телевизор и интернет, где можно посмотреть в том числе и балет с оперой, никогда не заменят живое общение с театром. Возможно, когда–нибудь придем к онлайн–трансляциям. Хотя Беларусь не такая большая страна, чтобы из любой ее точки невозможно было добраться до единственного театра оперы и балета. Тем более за последние годы театр стал еще доступнее, открыв свои филиальные площадки в нескольких регионах.

Что еще ждем в новом сезоне:

одноактный балет «Маленькая смерть» на музыку Вольфганга Амадея Моцарта;

оперу «Макбет» Джузеппе Верди в постановке главного режиссера театра Михаила Панджавидзе;

совместный белорусско-азербайджанский проект — балет «Любовь и смерть» на музыку Полада Бюльбюль-оглы.

leonovich@sb.by

Советская Белоруссия № 216 (24846). Суббота, 7 ноября 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter