— Этот набор — первое, что я принес в новый кабинет. Коллектив подарил мне его на один из дней рождения. 12 чашек — 12 спектаклей, с которыми я прожил 9 лет и 9 месяцев. Именно столько я отслужил музыкальному театру. Это хороший кусок жизни. А что касается Большого, то пока я еще встречаюсь с людьми, узнаю их пожелания, направление работы.
— И чего хотят?
— Хотят работать — это самое главное. Репертуар на 2020 год был сформирован еще до меня. Я вмешиваться в него не буду. Потому что формирование репертуара — это зона ответственности художественного руководителя. А моя первостепенная задача — организовать работу большого коллектива.
— Говорят, вместе с вами в Большой театр пришли большие перемены. Экономического характера в первую очередь.
— Да, мне поставлена задача руководством Министерства культуры позаботиться в том числе об эффективном использовании бюджетных средств. На деле это означает, что любая постановка, которая выпускается в театре, должна приносить дивиденды. Заметьте, я сейчас даже не говорю о прибыли. Но часть средств, потраченных государством на создание того или иного спектакля, нужно обязательно вернуть. Другими словами, люди должны активно покупать билеты, приносить деньги в кассу. И я буду работать над тем, чтобы театр выпускал спектакли, которые будут востребованы зрителем, не забывая при этом о качестве постановок.
— В последние годы Большой театр был неизменным лидером премьерной гонки, выпуская по 10 спектаклей в год. При этом нередко страдало качество. Означают ли ваши слова, что премьер теперь станет меньше?
— Десять спектаклей в сезон — это действительно многовато. Не уверен, что есть необходимость в таком количестве проектов. При этом есть постановки, которые театру просто необходимы. Например, наша последняя премьера — балет «Анна Каренина».
Анна Каренина (Ирина Еромкина) в объятиях обманутого мужа (Игорь Артамонов).
— Вам понравился спектакль?
— Очень. Балетмейстер‑постановщик Ольга Костель проделала огромную работу. Для меня эта постановка — однозначный шаг вперед. Для зрителя, уверен, тоже. А уже 8 и 9 декабря мы представим публике еще один знаковый спектакль — новую редакцию балета «Сотворение мира», над которой работает художественный руководитель театра Валентин Елизарьев.
— Вы считаете это необходимым — восстанавливать старые спектакли? А как же новое дыхание, движение вперед?
— В искусстве не бывает ничего старого. «Лебединое озеро», «Щелкунчик», «Спящая красавица», «Ромео и Джульетта» — это тот классический материал, который исполняется на разных сценах мира уже сотню лет. Опять же, если говорить с точки зрения экономической эффективности, то восстановление спектакля — это менее затратная история, чем создание нового. При этом постановка восстанавливается не механически, в каждую редакцию привносятся новые элементы и приемы. И здесь я вижу экономию сразу по трем позициям. Во‑первых, большинство технического оборудования реставрируется, а не изготавливается заново. Во‑вторых, в большей степени сохранились костюмы. Но самое главное, есть люди, которые принимали участие в создании предыдущих версий. А это значит, им не нужно учить материал заново, достаточно просто вспомнить.
— Репертуар на будущий сезон был утвержден до вашего назначения. А что лично вы хотели бы увидеть в афише Большого театра в дальнейшем?
— Детские спектакли. Считаю, это большое упущение театра — не воспитывать подрастающее поколение. Я, например, в детстве часто приходил в Большой, смотрел спектакли для детей, и таким образом у меня формировалось представление об искусстве. Сейчас детских опер и балетов в репертуаре непростительно мало. Поэтому я хочу, чтобы сезон 2020/2021 прошел у нас под условным слоганом «Сезон детства». Надеюсь, коллеги поймут и поддержат меня в этом решении.
Среди ближайших премьер Большого театра — балет «Сотворение мира», весенняя новинка — опера «Вилли» Джакомо Пуччини, которую срежиссирует прима Оксана Волкова, и балет «Пер Гюнт» в постановке хореографа Сергея Микеля. Сезон 2020/2021 откроет опера Шарля Гуно «Фауст» режиссера Анны Моторной.— Преданные поклонники театра, знаю, переживают за многочисленные фестивали, которыми так славится Большой. Все ли они останутся?
— Конечно. Но, возможно, будут небольшие корректировки. Например, у меня есть предложение проводить наш традиционный Большой новогодний бал не до четырех часов утра, а хотя бы до двух. Гулять до рассвета уже несолидно. Тем более в этом году бал выпадает на понедельник, людям утром на работу.
— А как насчет «Вечеров Большого театра в замке Радзивиллов»?
— А вот формат этого фестиваля я бы пересмотрел. На мой взгляд, программа праздника в Несвиже должна быть эксклюзивной. То есть создаваться специально для этих вечеров. Пока, кстати, я не особо распространялся на эту тему, вашей газете рассказываю первой. Тем более опыт у меня есть: много лет назад с музыкальным театром Каунаса мы делали небольшой оперный фестиваль. Каунасский театр, скажем, специально для него готовил одноактную оперу, а мы, в свою очередь, сделали одноактную постановку «Паяцев» в концертном исполнении, но с элементами театрализации. И мне кажется, нечто подобное можно подготовить для вечера в Несвиже.
— Будучи директором музыкального театра, вы активно практиковали обменные гастроли. Расширится ли гастрольная карта Большого?
— Балетная труппа Большого театра давно и активно гастролирует по зарубежью, но это гастроли полукоммерческого характера. Я же перед собой ставлю другую задачу: практиковать те самые обменные гастроли, которые с успехом реализовываются в музыкальном театре. Я уже встречался с послом Польши в Беларуси, с представителями российского посольства. В начале февраля хочу пригласить в Минск директоров польских театров оперы и балета, поговорить с ними о взаимном сотрудничестве. Я заинтересован в том, чтобы не только наш коллектив выезжал с гастролями, но и труппы других театров выступали на нашей сцене. Сейчас работаю над тем, чтобы наладить контакты с российскими региональными театрами оперы и балета: Самара, Казань, Нижний Новгород… На Москву и Санкт‑Петербург пока не нацеливаюсь (но замахиваюсь!) Хочу сначала обкатать спектакли на площадках поменьше, чтобы затем иметь что предъявить руководству Мариинского театра, например. Это во‑первых. А во‑вторых, хочется, чтобы наши зрители увидели спектакли других оперных театров: сравнили, изучили. При этом со многими региональными коллективами России и их руководителями я знаком еще по их сотрудничеству с музыкальным театром. Недавно, например, в Минске гостил театр из Петрозаводска. Я очень хотел попасть на их спектакли, но не смог: кресло директора обязывает находиться вечером в театре. А что касается музыкального театра, мы не конкуренты. Если у труппы что‑то не будет складываться, я буду огорчаться. А если все будет хорошо, по‑прежнему буду радоваться их победам как своим.
leonovich@sb.by