В стране, где более двадцати тысяч рек, доглядеть каждую очень сложно

Большие слезы малых рек

В стране, где более двадцати тысяч рек, доглядеть каждую очень сложно. Малые речушки и ручьи – а их в этом числе львиная доля, 93 процента, – порой остаются не только неучтенными и безымянными, но и c множеством больших проблем. Как спасают важные источники пресной воды от гибели, почему в этом деле вся надежда на школьников и зачем нужна онлайн-карта притоков Дисны? На фестивале в Шарковщине подвели итоги двухлетнего проекта «Малые реки – большие проблемы».


Надя Булкина и Оля Хоревич

Ручеек мирового значения

У трех районов Витебщины – Глубокского, Поставского и Шарковщинского – есть общая водная артерия – река Дисна, в которую впадает множество питающих ее сосудов. Без них не может развиваться ни сельское хозяйство, ни туризм, да и для местных жителей эти живые ключи – источник жизни. А кроме того, какая вода будет на входе (окажется в Дисне и потечет вдоль ее берегов), та и попадет сначала в Западную Двину, а затем и в Балтийское море.

Чтобы защитить экосистему нескольких стран, решили начинать с истоков. А потому два года назад местные рай­исполкомы при финансовой поддержке Евросоюза запустили проект «Малые реки – большие проблемы» для сохранения притоков бассейна Дисны.



150 мешков мусора

На три района – 15 экологических постов, 21 школьный клуб и почти 400 участников, которые трудились отнюдь не в кабинетах. На протяжении двух лет они исследовали уровень загрязнения воды химикатами и следили за чистотой прибрежных лесов и парков. Сто экспедиций и сто километров спасенной от мусора береговой линии – результаты, которыми не стыдно похвастаться. Почти каждый месяц школьники и взрослые экологических постов выходили на уборку и за все время собрали в общей сложности 150 мешков хлама. 

Но убрать бутылки и бумажки вдоль рек – лишь полдела. Главное – проверить притоки на фосфаты, нитраты и нитриты. Для этого в арсенале клубов появились компактные лаборатории, а обычные школьники стали не только юными экологами, но и начинающими химиками. Когда кейс с инструментами и реактивами в руках, подростков не нужно заставлять идти в экспедицию – им это интересно самим.



Нам здесь жить

В Шарковщине пять школ, и в каждой есть экоклубы. Кроме того, в районе действуют пять постов для взрослых, рассказывает заместитель начальника отдела образования, спорта и туризма Шарковщинского райисполкома Наталья Орешкова:

– Оборудование для опытов позволяет им самостоятельно брать пробы в реках и колодцах и тестировать воду. Опыты на практике всегда привлекают детей. Ребята, которые приходят «просто посмотреть», остаются с нами и дальше.

Надя Булкина, ученица 11-го класса Шарковщинской средней школы № 1, второй год участвует в проекте и недавно вернулась из экологического палаточного лагеря, который проходил в Глубокском районе. Лето, каникулы, а девушка чистила берега от мусора и воодушевленно рассказывает, зачем ей это надо:

– Я это делаю для себя, для родного поселка, края, природы. И это совсем не тяжело, если ведешь активный образ жизни. В будущем не вижу себя профессиональным экологом, хочу стать журналистом, но независимо от профессии следить за чистотой вокруг – долг каждого из нас.


Наталья Орешкова рассказывает о бренде Шарковщины – яблоке

Еще одна участница фестиваля – Ольга Хоревич – приехала из Постав, она учится в 10-м классе единственной в городе гимназии, и хотя в кружок юного эколога не ходит, время на то, чтобы привести свою маленькую планету в порядок, всегда выкраивает:

– Дома разделяю бытовые отходы, не выбрасываю в один пакет стекло и бумагу, батарейки отношу в специальные контейнеры. Ведь самое элементарное, что мы можем сделать, – изначально не мусорить. Тогда и убирать не придется. Если каждый ребенок этому научится с детства, через пару лет, когда он вырастет и приедет отдыхать на природу, за ним не нужно будет убирать. Почему-то взрослые этого не понимают – мусора в лесах полно.

Красная лампочка для инспектора

Впервые в нашей стране четыре малые реки – Березовка, Мнюта, Мяделка и Янка – получили «паспорта», где представлены их физические, химические и биологические характеристики. Узнать об их состоянии можно на сайте проекта reka-disna.org, куда юные экологи регулярно загружают результаты ис­следований.


На фестивале малых рек строили домики для уток-гоголей, проверяли колодезную воду на нитраты, рисовали энергоэффективную школу и играли в экоквест

Зеленый значок на карте – угроз нет, красный – повышенный уровень опасных элементов в речной воде. Карта помогает районным инспекциям природных ресурсов и охраны окружающей среды получать свежие данные и принимать меры. Дети становятся проводниками информации от безмолвной реки к власти. О наиболее опасных показателях они могут напрямую сообщить инспектору или в администрацию райис­полкома.

Пятнадцать компактных ла­бораторий останутся в распоряжении районов: школь­ники и общественные экологи продолжат обследовать прито­ки Дисны, а в школах Глубокского, Поставского и Шарковщинского районов по­явятся новые уроки по экологии.

Ставить точку в спасении малых рек рано: план устойчивого развития бассейна Дисны рассчитан на пять лет, рассказывает руководитель проекта, менеджер фонда «Интеракция» Ирина Иванова:

– За два года решить все проблемы и поменять сис­тему работы предприятий и инспекций невозможно. Основная беда малых рек в том, что они протекают вблизи сельскохозяйственных территорий. Когда удобряют поля, химикаты с дождями смываются в воду, и она не успевает самоочиститься до следующих удобрений. Например, в Глубокском районе уровень загрязнения малых рек по-прежнему высок, поскольку на его территории много производственных пред­приятий и ферм. Волонтеры постоянно обнаруживают фосфаты и нитраты в воде. Исправить это помогут очистные сооружения, которые местные власти планируют устанавливать в скором времени.

Пока же посеяно главное зерно. Из юных экологов вырастут взрослые, которым не все равно.

фото автора и Юлии Мацкевич
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter