Большие проблемы малых городов
28.11.2008
На протяжении ряда лет наблюдаю за жизнью городского поселка Ивенца Воложинского района. Знаю его историю, достопримечательности, многие любопытные подробности. Не понаслышке, а из первых уст и собственных наблюдений сужу о том, какие условия здесь создаются для работы и жизни людей. Еще несколько лет назад достаточно актуальной для горпоселка была проблема безработицы. Ко мне, журналисту, несколько человек обращалось по этому поводу за помощью. Но в последнее время уровень безработицы в Ивенце снизился и не превышает 0,5 процента. Зато по-прежнему очень актуален вопрос об уровне заработной платы. Не передать, сколько жалоб и нареканий довелось выслушивать в связи с этим от жителей самобытного белорусского поселения.
Похоже, эти настроения ивенчан стали достоянием и Комитета государственного контроля Минской области. Это ощущалось на заседании коллегии КГК столичной области, рассмотревшей результаты проверки выполнения мероприятий Государственной комплексной программы развития регионов, малых и средних городских поселений на 2007—2010 годы. На нем отмечалось, что по результатам проведенного анализа выполнения основных показателей социально-экономического развития малых и средних городских поселений установлено невыполнение прогнозного показателя номинальной начисленной заработной платы на конец 2007 года как по райцентру — г. Воложину, так и второму по величине населенному пункту этого района — г.п. Ивенцу. Запланировано 798 и 670 тысяч рублей соответственно, а фактически показатель составил 591,4 и 535 тысяч рублей. Процент выполнения в обоих случаях невысокий — 74,1 и 79,9 соответственно.
Еще более неблагоприятное положение зафиксировано государственными контролерами в г.п. Свислочь Пуховичского района. Здесь в 2007 году из числа населения в трудоспособном возрасте (2881 человек) было занято в экономике меньше половины — только 1226 жителей. Числились как безработные
19 человек, а количество незанятого населения достигло 1636 — большая половина трудоспособного населения. Через полгода число безработных сократилась до 13, а незанятых – до 1516 человек.
Подобная ситуация и в поселке Правдинском. По результатам первой половины этого года чуть больше трети населения поселка занято в экономике. Незанятого населения – 1275 человек, это 64,3 процента.
Как показала проверка, оказание поддержки безработным не всегда приводит к запланированным целям. Имеют место факты, когда безработные регистрируются в качестве индивидуального предпринимателя, используют предоставленную субсидию на приобретение товара, материалов, оборудования и др., но деятельность свою не осуществляют. Своеобразный «опыт» в этом плане накопили в Пуховичском районе.
Так, бывшие безработные В. Рак и Р. Тышко в этом году не проработали ни одного дня, а в 2007 году заплатили по результатам своей деятельности налогов в бюджет только 96,6 и 139 тысяч рублей соответственно. Безработный Е. Катлинский, получив безвозмездную субсидию в размере 1,271 миллиона рублей, так и не начал запланированную деятельность (изготовление и реставрация корпусной мебели), налоги в бюджет не уплачивал, а 1 августа решением Пуховичского райисполкома прекратил свою «деятельность». Безработная И. Гаянова, также получившая безвозмездную субсидию в размере 2,3 миллиона рублей и зарегистрировавшаяся в качестве индивидуального предпринимателя, так и не стала на налоговый учет. Все эти факты свидетельствуют об отсутствии должного контроля со стороны управления по труду, занятости и социальной защите Пуховичского райисполкома за деятельностью индивидуальных предпринимателей, которым была оказана финансовая помощь для организации их деятельности.
К сожалению, в малых городах, как правило, и малая зарплата. Меньше, чем в целом по области (на 43,6 тысячи рублей), и показатель номинальной начисленной среднемесячной заработной платы работников, занятых в малых и средних городских поселениях в минувшем году.
В соответствии с Государственной комплексной программой развития регионов, малых и средних городских поселений на 2007—2010 годы, утвержденной указом Президента, в перечень малых и средних городских поселений включено 38 городов и поселков Минской области, 21 из которых проблемный. По каждому малому и среднему городскому поселению области разработано 38 региональных программ устойчивого развития на 2007—2010 годы.
Проверка КГК показала, что в ряде районов Минской области исполнительными и распорядительными органами проводилась недостаточная работа по обеспечению роста производства промышленной продукции (работ, услуг), объемов выпуска потребительских товаров, повышению уровня благосостояния жителей. Это привело к невыполнению, а в ряде случаев к снижению показателей социально-экономического развития в некоторых малых и средних городских поселениях Минской области.
Начальник управления КГК Минской области Виктор Трушин привел в своем докладе на заседании коллегии многочисленные факты халатного отношения к служебным обязанностям при разработке технического задания, несвоевременной поставке оборудования на предприятия. Были случаи необоснованного увеличения сметной стоимости строительства (реконструкции) и, соответственно, излишнего получения бюджетных средств, некачественного выполнения строительных работ и др. Из-за этого приходилось краснеть заместителям председателей райисполкомов и другим отчитывавшимся руководителям. Приведу только один, на мой взгляд, показательный пример.
Инвестиционным проектом «Реконструкция сыродельного цеха ОАО «Холопеничский маслодельно-сыродельный завод» предусматривались установка сыроизготовителей и прессов для производства сычужных сыров, техническое перевооружение и модернизация сыродельного производства. Сумма инвестиций в реализацию проекта была определена в размере 3,9 миллиарда рублей. В соответствии с разработанным бизнес-планом оборудование должны были ввести в эксплуатацию в текущем году. Но при заключении контракта технические службы ОАО «Холопеничский маслодельно-сыродельный завод», которыми руководил главный инженер О. Вербицкий, французской компании (поставщик оборудования «Chalon Megard») представили чертеж предполагаемого размещения оборудования в сыродельном цехе, который выполнен с ошибкой. На нем не были указаны несущие колонны здания сыродельного цеха, расположенные по его центру. Головотяпство обнаружено только после посещения завода представителем французской компании. В результате допущенной ошибки проделанная на тот момент французской компанией работа по проектированию линии оказалась абсолютно бесполезной.
В ходе проверки, проведенной Комитетом государственного контроля Минской области, также установлено, что Минским областным исполнительным комитетом, местными органами исполнительной власти принимаются недостаточные меры по вовлечению в хозяйственный оборот неиспользуемого государственного имущества, неэффективно используемых площадей и объектов организаций, расположенных на территории малых и средних городских поселений, предоставлению субъектам малого предпринимательства неиспользуемого государственного имущества для реализации инвестиционных проектов по приоритетным направлениям. Так, за первую половину текущего года в хозяйственный оборот вовлечен только 31 такой объект. В то время как в одном Пуховичском районе расположено 171 неиспользуемое и не вовлеченное в хозяйственный оборот здание и сооружение, в том числе 156 зданий и сооружений военного городка в г. Марьина Горка, переданных в 2005-м и 2006 годах в коммунальную собственность Пуховичского района. Они находятся на балансе УП «Жилтеплосервис» КХ Пуховичского района, которым определено 64 здания и сооружения для вовлечения в хозяйственный оборот путем продажи через аукцион и сдачи в аренду. Но за полтора года для продажи через аукцион прошли экспертизу документы только на 5 зданий. Документы на продажу еще 15 зданий находились на согласовании в фонде «Минскоблгосимущество». Не решен вопрос о судьбе оставшихся 92 зданий, расположенных на территории, которая по генеральному плану застройки Марьиной Горки включена в жилую застройку.
Кроме того, в ходе проверки установлено, что местными органами власти не предпринято мер по консервации неиспользуемых зданий и сооружений военного городка в Марьиной Горке. В результате чего дополнительно на содержание зданий и сооружений за 20 месяцев было отнесено 1,092 миллиарда рублей (без учета заработной платы). Справедливо возмущались в этой связи члены коллегии КГК Минской области, делясь своими впечатлениями и побуждая руководителей к более активным и ответственным действиях. От них, этих действий, во многом зависят и экономика, и будущее малых городов.