Большие проблемы малых городов

На протяжении ряда лет наблюдаю за жизнью городского поселка Ивенца Воложинского района...

На протяжении ряда лет наблюдаю за жизнью городского поселка Ивенца Воложинского района. Знаю его историю, достопримечательности, многие любопытные подробности. Не понаслышке, а из первых уст и собственных наблюдений сужу о том, какие условия здесь создаются для работы и жизни людей. Еще несколько лет назад достаточно актуальной для горпоселка была проблема безработицы. Ко мне, журналисту, несколько человек обращалось по этому поводу за помощью. Но в последнее время уровень безработицы в Ивенце снизился и не превышает 0,5 процента. Зато по-прежнему очень актуален вопрос об уровне заработной платы. Не передать, сколько жалоб и нареканий довелось выслушивать в связи с этим от жителей самобытного белорусского поселения.

Похоже, эти настроения ивенчан стали достоянием и Комитета государственного контроля Минской области. Это ощущалось на заседании коллегии КГК столичной области, рассмотревшей результаты проверки выполнения мероприятий Государственной комплексной программы развития регионов, малых и средних городских поселений на 2007—2010 годы. На нем отмечалось,  что по результатам проведенного анализа выполнения основных показателей социально-экономического развития малых и средних городских поселений установлено невыполнение прогнозного показателя номинальной начисленной заработной платы на конец 2007 года как по райцентру — г. Воложину, так и  второму по величине населенному пункту этого района — г.п. Ивенцу. Запланировано 798 и 670 тысяч  рублей соответственно, а фактически показатель составил 591,4 и 535 тысяч рублей. Процент выполнения в обоих случаях невысокий — 74,1 и 79,9 соответственно.

Еще более неблагоприятное положение зафиксировано государственными контролерами в г.п. Свислочь Пуховичского района. Здесь в 2007 году из числа населения в трудоспособном возрасте (2881 человек) было занято в экономике меньше половины — только 1226 жителей. Числились как безработные
19 человек, а количество незанятого населения достигло 1636 — большая половина трудоспособного населения. Через полгода число  безработных сократилась до 13, а незанятых – до 1516 человек.

Подобная ситуация и в поселке Правдинском. По результатам первой половины  этого года чуть больше трети  населения поселка занято в экономике. Незанятого населения – 1275 человек, это 64,3 процента.

Как показала проверка, оказание поддержки безработным не всегда приводит к запланированным целям. Имеют место факты, когда безработные регистрируются в качестве индивидуального предпринимателя, используют предоставленную субсидию на приобретение товара, материалов, оборудования и др., но деятельность свою не осуществляют. Своеобразный «опыт» в этом плане накопили в Пуховичском районе.

Так, бывшие безработные В. Рак и Р. Тышко в этом году не проработали ни одного дня, а в 2007 году заплатили по результатам своей деятельности налогов в бюджет только 96,6 и 139 тысяч рублей соответственно. Безработный Е. Катлинский, получив безвозмездную субсидию в размере 1,271 миллиона рублей, так и не начал запланированную деятельность (изготовление и реставрация корпусной мебели), налоги в бюджет не уплачивал, а 1 августа решением Пуховичского райисполкома прекратил свою «деятельность». Безработная И. Гаянова, также получившая безвозмездную субсидию в размере 2,3 миллиона рублей и зарегистрировавшаяся в качестве индивидуального предпринимателя, так и не стала на налоговый учет. Все эти факты свидетельствуют об отсутствии должного контроля со стороны управления по труду, занятости и социальной защите Пуховичского райисполкома за деятельностью индивидуальных предпринимателей, которым была оказана финансовая помощь для организации их деятельности.

К сожалению, в малых городах, как правило, и малая зарплата. Меньше, чем в целом по области (на 43,6 тысячи рублей), и показатель номинальной начисленной среднемесячной заработной платы работников, занятых в малых и средних городских поселениях в минувшем году.

В соответствии с Государственной комплексной программой развития регионов, малых и средних городских поселений на 2007—2010 годы, утвержденной указом Президента, в перечень малых и средних городских поселений включено 38 городов и поселков Минской области, 21 из которых  проблемный. По каждому малому и среднему городскому поселению области разработано 38 региональных программ устойчивого развития на 2007—2010 годы.

Проверка КГК показала, что в ряде районов Минской области исполнительными и распорядительными органами проводилась недостаточная работа по обеспечению роста производства промышленной продукции (работ, услуг), объемов выпуска потребительских товаров, повышению уровня благосостояния жителей. Это привело к невыполнению, а в ряде случаев к снижению показателей социально-экономического развития в некоторых малых и средних городских поселениях Минской области.

Начальник управления КГК Минской области Виктор Трушин привел в своем докладе на заседании коллегии многочисленные факты халатного отношения к служебным обязанностям при разработке технического задания, несвоевременной поставке оборудования на предприятия. Были случаи необоснованного увеличения сметной стоимости строительства (реконструкции) и, соответственно, излишнего получения бюджетных средств, некачественного выполнения строительных работ и др. Из-за этого  приходилось краснеть заместителям председателей райисполкомов и другим отчитывавшимся руководителям. Приведу только один, на мой взгляд,  показательный пример.

Инвестиционным проектом «Реконструкция сыродельного цеха ОАО «Холопеничский маслодельно-сыродельный завод» предусматривались установка сыроизготовителей и прессов для производства сычужных сыров, техническое перевооружение и модернизация сыродельного производства. Сумма инвестиций в реализацию проекта была определена в размере 3,9 миллиарда рублей. В соответствии с разработанным бизнес-планом оборудование должны были ввести в эксплуатацию в текущем году. Но при заключении контракта технические службы ОАО «Холопеничский маслодельно-сыродельный завод», которыми руководил главный инженер О. Вербицкий, французской компании (поставщик оборудования «Chalon Megard»)  представили чертеж предполагаемого размещения оборудования в сыродельном цехе, который выполнен с ошибкой. На нем не были указаны несущие колонны здания сыродельного цеха, расположенные по его центру. Головотяпство  обнаружено только после посещения завода представителем французской компании. В результате допущенной ошибки проделанная на тот момент французской компанией работа по проектированию линии оказалась абсолютно бесполезной.

В ходе проверки, проведенной Комитетом государственного контроля Минской области, также установлено, что Минским областным исполнительным комитетом, местными органами исполнительной власти принимаются недостаточные меры по вовлечению в хозяйственный оборот неиспользуемого государственного имущества, неэффективно используемых площадей и объектов организаций, расположенных на территории малых и средних городских поселений, предоставлению субъектам малого предпринимательства неиспользуемого государственного имущества для реализации инвестиционных проектов по приоритетным направлениям. Так, за первую половину  текущего года в хозяйственный оборот вовлечен только 31 такой объект. В то время как в одном Пуховичском районе расположено 171 неиспользуемое и не вовлеченное в хозяйственный оборот здание и сооружение, в том числе 156 зданий и сооружений военного городка в г. Марьина Горка, переданных в 2005-м и 2006 годах в коммунальную собственность Пуховичского района. Они находятся на балансе УП «Жилтеплосервис» КХ Пуховичского района, которым определено 64 здания и сооружения для вовлечения в хозяйственный оборот путем продажи через аукцион и сдачи в аренду. Но за полтора года для продажи через аукцион прошли экспертизу документы только на 5 зданий. Документы на продажу еще 15 зданий находились на согласовании в фонде «Минскоблгосимущество». Не решен вопрос о судьбе оставшихся 92 зданий, расположенных на территории, которая по генеральному плану застройки Марьиной Горки включена в жилую застройку.

Кроме того, в ходе проверки установлено, что местными органами власти не предпринято мер по консервации неиспользуемых зданий и сооружений военного городка в Марьиной Горке. В результате чего дополнительно на содержание зданий и сооружений за 20 месяцев было отнесено 1,092 миллиарда рублей (без учета заработной платы). Справедливо возмущались в этой связи члены коллегии КГК Минской области,  делясь своими впечатлениями и побуждая руководителей к более активным и ответственным действиях. От них, этих действий, во многом зависят и экономика, и будущее малых городов.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter