«Большие перспективы для региональных экономик»

Глава Белгородской области — о сотрудничестве с Беларусью

Белгородская область в течение многих лет развивает взаимовыгодное сотрудничество с белорусскими партнерами. Какие наработки из опыта взаимодействия в рамках Союзного государства следует использовать в контексте перевода национальных экономик на инновационный путь развития? На этот и другие вопросы «Р» отвечает губернатор Белгородской области Российской Федерации Евгений Степанович САВЧЕНКО (на снимке).

— Одной из зарекомендовавших себя форм сотрудничества в рамках Союзного государства является реализация совместных программ на основе государственно-частного партнерства. Практика показывает, что этот механизм способствует успешному привлечению взаимных инвестиций, в том числе в развитие наукоемких производств, новых технологий и инновационных направлений. Убежден, что возможности частно-государственного партнерства открывают большие перспективы для региональных экономик в контексте их перевода на инновационные рельсы. Что особенно важно: взаимодействие власти и бизнеса позволяет охватить все элементы инновационной модели развития регионов, начиная с подготовки кадров и заканчивая воплощением идей в технологическом продукте.

Белгородская область реализует систему мер по инновационному развитию экономики в тесном сотрудничестве органов исполнительной и законодательной власти, местного самоуправления и бизнес-сообщества. В регионе приняты и действуют нормативные акты, определяющие организационные, правовые, экономические условия и гарантии инновационной деятельности, основы формирования и реализации инновационной политики. Предусмотрено снижение налоговой нагрузки на инновационный бизнес в части установления пониженной ставки по налогу на прибыль, зачисляемой в областной бюджет, и дифференцированной ставки по налогу на имущество организаций. Осуществляется поддержка инновационной деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства на условиях софинансирования федерального и регионального бюджетов. В рамках государственно-частного партнерства заключаются соглашения о социально-экономическом сотрудничестве между правительством Белгородской области и инвесторами. Органы исполнительной власти и местного самоуправления оказывают содействие в выделении земельных участков под строительство производственных объектов. В области постоянно ведется работа с компаниями — поставщиками услуг электро-, газо- и водоснабжения по поддержанию объема инвестиций на развитие инженерной инфраструктуры, осуществляется подведение инженерных сетей на условиях софинансирования.

Для обеспечения функционирования зон опережающего развития и территориальных кластеров в области создана региональная инновационная система, которая включает в себя более 90 малых инновационных предприятий, пять бизнес-инкубаторов, промышленный парк «Северный», корпорацию «Развитие», фонды развития Белгородской интеллектуально-инновационной системы и смешанных инвестиций с участием бюджетных и внебюджетных средств. Идет формирование регионального технопарка, который объединит инновационную инфраструктуру и инновационно активные предприятия в единый механизм. Приоритетами являются высокотехнологичные производства в агропромышленном кластере, обеспечение энергоэффективности и энергосбережения, создание альтернативных источников энергии, рациональное природопользование, развитие биофармацевтики, биоэнергетики и биотехнологий, внедрение нанотехнологий и разработка наноматериалов. В области органами власти при активном финансовом участии хозяйствующих субъектов ведется работа по совершенствованию системы начального и среднего профессионального образования. Ее главная цель — создание условий для подготовки высококвалифицированных рабочих кадров, способных трудиться в современных условиях инновационного развития отраслей промышленности и сельского хозяйства.

— Как эти наработки использовать в Едином экономическом пространстве и формируемом Евразийском экономическом союзе, а также в процессе взаимодействия с третьими странами?

— Белгородская область, как приграничный регион, накопила обширный опыт разностороннего взаимодействия со многими областями соседних государств. Возможности беспрепятственного движения товаров, трудовых ресурсов и капитала, созданные в рамках Союзного государства, обеспечивают необходимые предпосылки для более тесной экономической интеграции. В последние годы наблюдается тенденция стабильного роста взаимной торговли. Сегодня многие белорусские товары успешно конкурируют на белгородском рынке с товарами ведущих российских и зарубежных компаний.

Заслуживает внимания опыт сотрудничества Белгородской области с регионами Украины, доля которой во внешнеторговом обороте области в последние годы устойчиво превышала 60 процентов. Фактически Белгородчина стала южными воротами для продвижения украинских товаров в регионы России. Приграничное и межрегиональное сотрудничество с нашим ближайшим соседом — Харьковской областью вышло на качественно новый уровень: в 2003 году был создан еврорегион «Слобожанщина». Одним из наиболее значимых событий для которого в сфере инновационного развития стало открытие в 2011 году на территории Харьковского машиностроительного завода «ФЭД» российско-украинского технопарка «Слобожанщина». Его работа способствует эффективному взаимодействию ученых и предпринимателей, внедрению высокотехнологичных направлений в экономику двух областей.

Подчеркну, что в последние годы возрастает роль бизнес-сообщества, торгово-промышленных палат в межрегиональном и приграничном сотрудничестве. С 2008 года действует созданный по инициативе исполкома Совета руководителей приграничных областей Деловой совет торгово-промышленных палат белорусско-российско-украинского приграничья. Основная цель его работы — всестороннее содействие предприятиям и организациям Республики Беларусь, Российской Федерации и Украины в установлении новых и расширении существующих деловых связей, развитии торговой и финансовой инфраструктуры.

— Какие совместные программы, на ваш взгляд, требуют оперативной разработки и согласованного принятия в рамках ЕЭП для усиления позиций регионов трех стран в интеграционных процессах?

— Перспективы дальнейшего развития межрегионального сотрудничества, качество экономического взаимодействия во многом связаны с необходимостью совершенствования действующей законодательной базы стран Единого экономического пространства. В этой связи прежде всего следует говорить о важности принятия совместных нормативных документов, которые обеспечивали бы комфортные условия для формирования благоприятного инвестиционного климата, максимально упрощали административные процедуры для бизнес-структур. Это позволило бы увеличить объемы взаимных инвестиций и обеспечить устойчивый экономический рост. Наряду с этим считаю необходимой разработку совместных программ, направленных на повышение конкурентоспособности региональных экономик за счет перехода на инновационный путь развития, создание инновационной инфраструктуры, повышение инновационной активности бизнес-сообществ трех стран.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter