О трудоустройстве людей с ограниченными возможностями

Больше возможностей

О трудоустройстве людей с ограниченными возможностями

Трудоустраивают людей, чьи возможности ограниченны, у нас и соцслужбы, и общественные организации, и церковь. Но как понимать парадокс цифр? В прошлом году МРЭК сформировали программы профессиональной трудовой реабилитации для 44 тысяч инвалидов, которые не утратили возможности работать. А в территориальные центры содействия занятости с этими программами для поиска вакансий или обучения обратились менее 4 тысяч. Почему? Не хотят или не могут? Точно неизвестно. Хотя болевые точки на виду.


Как–то представительница соцслужбы из региона посетовала: рекомендации МРЭК, бывает, оторваны от действительности. Ну как можно парню из районного городка давать «добро» на профессию лифтера? Не обслуживающего лифты, а, грубо говоря, того, кто жмет на кнопку. Такое скорее встретишь в заграничном пятизвездочном отеле, чем в белорусской глубинке. А как расценивать приписку к профессии штукатура «без работы на высоте»? В существующем ныне списке профессий — около 17 тысяч позиций. Бурное развитие технологий вносит свою лепту: повсеместно нужны копирайтеры, специалисты по продвижению в интернете, программисты. Они могут работать удаленно, что ценно, если у человека есть трудности с передвижением. Но Игорь Стрига, директор центра бытовых услуг 124.by, признается, что для своего предприятия, где трудятся уже 33 инвалида, копирайтера искал год. Люди с ограниченными возможностями по старинке учатся на обувщиков и чертежников...


При этом очевидно — подвижки есть. В Республиканском институте повышения квалификации и переподготовки работников Минтруда ведутся образовательные программы для людей с инвалидностью по двум направлениям: компьютерные технологии и предпринимательская деятельность. Слушатели с особенностями зрения в группах по 8 — 10 человек буквально с нуля за месяц осваивают компьютер. Для тех, кто ограничен в передвижении, преподаватели читают курс на базе Белорусского протезно–ортопедического восстановительного центра, там учащиеся живут весь период обучения. Тех, кто хочет открыть свое дело, за несколько недель учат писать бизнес–проекты и составлять бизнес–планы. И, по наблюдению ректора института Валерия Толкачева, около 80 процентов слушателей намерены работать как ИП или открыть ТЧУП, проявить себя в интернет–бизнесе.


Популярность программ растет — за этот год их прошли 150 человек, в прошлом, кстати, было втрое меньше. Конечно, хотелось бы, чтобы таких курсов, причем разных степеней сложности, стало больше, ведь после месяца обучения не пойдешь работать программистом. А высшее образование людям с ограничениями дается непросто. Наталья Апостол, директор предприятия «НПЦ Химмедсинтез», которое дало работу 32 инвалидам, в том числе и с умственными ограничениями, приводит такой пример. Парень–«колясочник», получивший травму во время службы в армии, вел курсы компьютерной грамотности для детей в местном ДК. Пришла бумажка: все преподаватели должны быть с высшим образованием. Парень решил поступать в БГУ. Недобрал балл. «Он живет с мамой, семья небогатая. Но очень хочет и может учиться. Почему не дать ему возможность обучаться бесплатно? Ведь ему нужно еще как–то добираться на занятия, снимать жилье?» — задается вопросом Наталья Александровна, которая сама сейчас оплачивает учебу этого студента. Справедливости ради надо сказать, что такие вопросы сегодня в вузах можно решать в индивидуальном порядке. Но здесь, увы, механизм не сработал...


Нюансов в теме «чему и как учить?» множество. С начала сентября минские УПК, присоединенные к учреждениям профессионально–технического образования, начали посещать и дети с особенностями психофизического развития. Знакомятся с профессиями, пробуют себя в разных областях. Весной в городе будет 193 таких выпускника, и для каждого составят план, кто идет учиться дальше, а кого будут «образовывать» сразу на предприятии. Но трудоустроить — это полдела. Порой особые работники просто не удерживаются на рабочем месте. В этом плане уникален совместный проект Белорусской ассоциации помощи детям–инвалидам и молодым инвалидам с немецкими партнерами «Первые шаги к работе», где предполагается не только поиск рабочего места, но и помощь в адаптации, сопровождение на первых порах. Ведь «принимающая сторона» — работодатель — не всегда оказывается готова. Хотя на одном из крупных ресурсов по поиску работы нынче уже около 30 компаний заявляют, что рассмотрят резюме соискателя с инвалидностью. Вот он, пример социальной ответственности бизнеса. О тенденции говорить еще рано. Но, согласитесь, без понимания проблемы со стороны работодателей дело не заладится.


Советская Белоруссия №209 (24346). Вторник, 5 ноября 2013 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter