Почему все активнее борются с пивом в ПЭТ-бутылках?

Больше пива не наливать

Почему все активнее борются с пивом в ПЭТ-бутылках?
На прошлой неделе вступило в силу постановление Совмина, запретившее розничную торговлю пивом в пластиковых бутылках объемом свыше 2 литров. В перспективе же Минторг ратует за дальнейшее уменьшение тары, а то и вовсе за запрет реализации пенного в ПЭТ. С магазинных полок мегабутылки и вправду исчезли — в этом корреспондент «СБ» убедилась, пройдясь по минским торговым точкам. Зато некоторые киоски в микрорайонах предлагают пиво в запрещенной уже вроде бы упаковке в самом широком ассортименте... Не знают или не хотят знать?


Оказалось, не все еще в курсе нововведения (хотя его анонсировали в апреле!). Директор одного из ЧУП Фрунзенского района, уверяя, что узнал о постановлении только от корреспондента «СБ», пообещал немедленно убрать «лишнее». Впрочем, торговые инспектора пока не спешат выявлять нарушителей, а делают упор на разъяснительную работу.


Начальник управления потребительского рынка продовольственных товаров Минторга Светлана Слинько заверяет:


— Закон разрешает юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям реализацию остатков пива в ПЭТ емкостью свыше 2 литров вплоть до истечения сроков годности. Но лишь в том случае, если товар поступил в торговую точку до 22 июля. Эта информация четко отражена в приходных документах.


Почему же вообще введен запрет? Чтобы сделать еще один шаг в борьбе с пьянством, аргументирует министр торговли Валентин Чеканов: «Отправляясь на природу, современная молодежь предпочитает брать с собой именно бутылки свыше 2 литров. И выпивая такое количество пива, наносит большой вред своему здоровью».


Кто–то наверняка задастся вопросом: а что мешает тем, кто раньше покупал пиво в таре 2,5 литра, теперь легко и просто приобретать 2 литра плюс 0,5? Весь фокус в тонкостях нашей с вами психологии, вот почему медики обеими руками за нововведение. Чем больше емкость — тем дешевле товар, рассуждает главврач Минского клинического наркологического диспансера Сергей Молочко: «Комплект» 2 плюс 0,5 литра все равно будет заметно дороже, чем, скажем, бутылка 2,5 литра. А экономия — дело не последнее для того, кто ставит целью просто много выпить. Новая мера позволит не провоцировать злоупотребление там, где его можно избежать. Известный факт: когда больше берут — больше и выпивают. Этот же принцип, к слову, упрямо работает и против ограничительных мер по продаже алкоголя в дни выпускных вечеров в школе, когда, казалось бы, все делается для того, чтобы исключить массовое распитие спиртного молодежью. На деле выходит наоборот: организаторы мероприятий, в том числе и родители, заранее закупают алкоголь в огромном количестве — обязательно больше, чем при обычных обстоятельствах. «Чтобы уж точно хватило». И потребляется, как правило, все до последней капли! А не закупили бы лишнего — и не выпили бы...»


Есть и вторая причина для запрета на реализацию пива в слишком больших бутылках — защита внутреннего рынка. Ведь в 2,5–литровой таре оно шло к нам в основном из–за границы. Причем по намеренно заниженным ценам. Почему? Директор Белорусской гильдии пивоваров Владислав Скребцов высказывает такую версию:


— Многие российские пивные заводы, среди которых только крупных закрылось уже минимум 9, сегодня встают перед выбором: либо остановить линию, либо отдать продукцию на экспорт дешевле. А поскольку доля экспорта оценивается не только в денежном выражении, но и в литрах, то тара в большем объеме здесь, конечно, предпочтительнее. И мы единственная страна на постсоветском пространстве, которая так широко распахнула двери пивной продукции заграничного производителя — 30% от общего объема, когда в самой России доля импорта на рынке пива составляет всего 3 — 4%! Наш производитель явно пострадал, поскольку сам разливал в тару свыше 2 литров лишь около 6% своей продукции. Вообще, белорусские пивовары ратуют за то, чтобы потребление пива в обществе было разумным, а сам потребитель голосовал кошельком за качественный продукт. В стране есть абсолютно все, чтобы удовлетворить любые запросы, а в этом году и вовсе Беларусь ожидает небывалый урожай ячменя.


Между прочим, весной уже на стадии согласования в Минюсте лежал документ, который предлагал ввести запрет на тару даже свыше 1,5 литра. Инициатива исходила от «Белгоспищепрома», уточняет Скребцов. Но пивовары доказали, что вред рынку наносит только импорт в ПЭТ свыше 2 литров. Понижать «планку» означает резко уменьшить объем продаж — в 2–литровую тару на наших предприятиях разливается до 30% пива...


Тогда следующий вопрос: готов ли наш пивной рынок совсем отказаться от ПЭТ–тары? Владимир Чеканов ссылается на опыт развитых стран и не исключает, что реализация пива в пластиковых бутылках со временем будет прекращена. Это значит, что более 3/4 этого напитка, который сегодня упаковывается в ПЭТ, потребуется «перелить» в стекло... Но ведь всего год назад именно белорусская сторона настояла на том, чтобы исключить из техрегламента Таможенного союза «О безопасности алкогольной продукции» пункт о запрете на розлив в ПЭТ–тару. Иначе пивному сегменту отечественного рынка был бы нанесен серьезный удар, высказывает точку зрения белорусских пивоваров Владислав Скребцов:


— В последние годы белорусские предприятия активно модернизировались, осваивался серьезный поток инвестиций. Запретить пластик означает остановить заводы. И ради чего? Уже неоднократно доказано: эта упаковка безвредна. Лекарства выпускаются у нас в ПЭТ, бутылочки для детского питания — в ПЭТ, кефир, молоко и многое другое — все в пластике! Что касается стекла, то здесь, на наш взгляд, прослеживаются лоббистские интересы иностранных производителей стеклянной тары. Например, в России строится 4 крупных стекольных завода. В Беларуси также производят стеклянные бутылки, но, увы, не в том объеме, в котором необходимо для пивоваренной отрасли. Во–первых, система сбора вторичной тары оставляет желать лучшего, во–вторых, запасов кварцевого песка, который является составляющей частью в изготовлении стеклотары, по данным Минприроды, у нас осталось лишь на 20 лет. Пустим его на пивные бутылки — что тогда оставим потомкам? Остается импорт...


Выходит, объявление войны ПЭТ как пивной таре — меч обоюдоострый. С одной стороны — ратуем за цивилизованный подход к культуре пития и экологию (пластик в природе разлагается столетиями), с другой — рискуем интересами своих производителей и потребителей. Как найти здесь разумный баланс?

Цифры «СБ»
Белорусы потребляют примерно 40 литров пива на человека в год, россияне — 55, американцы — 80 литров.

Факт

В 2002 году ПЭТ был официально признан безопасным материалом в качестве пищевой упаковки на территории Европейского союза. Через год — одобрен и управлением по контролю за качеством пищевых продуктов и лекарственных препаратов в США. И все же исследование, проведенное в Москве, показало, что в таре из полимерных материалов происходит миграция вредных веществ в алкоголь. В частности, речь о дибутилфтолате, который оказывает негативное воздействие на нервную систему.


А как у соседей?


В российской Госдуме рассматривается «антипивной» законопроект, в случае принятия которого с 1 января 2015 года будет запрещена розничная продажа пива с содержанием алкоголя свыше 6% в ПЭТ–упаковке более 1,5 литра. Еще через полгода максимальная пластиковая тара для пива предположительно сократится до 1 литра. А с 2016 года пивовары смогут разливать в ПЭТ–бутылки уже не более полулитра пива не крепче 4%.
eversman@sb.by


Советская Белоруссия №143 (24526). Четверг 31 июля 2014 года
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter