Больше музеев — хороших и разных?

О музеях

В будущем году у нас еще одним музеем станет больше. На днях Министерство культуры утвердило проект музейной экспозиции возле деревни Юровичи, где был обнаружен череп мамонта, который жил там 26 с лишним тысяч лет назад... Эта находка потрясла археологов, подтвердив, что древнейшее в Беларуси поселение первобытных людей находилось именно здесь, в Калинковичском районе. Теперь здесь создадут музей под открытым небом: в разрезе холма, где проводились раскопки, создадут макеты двух мастерских — в одной якобы обитал первобытный художник, в другой занимались обработкой кремня. Воссоздадут и древних людей, чьи фигуры будут изображать первых обитателей древнейшей стоянки... Рассмотреть прошлое, призвав на помощь собственную силу фантазии, можно будет со специальной наблюдательной площадки, устроенной прямо над холмом. И что дальше?


А дальше вот что. В ближайшие годы в Беларуси будет открыто еще примерно 20 новых государственных музеев. Хотя только в системе Министерства культуры их сейчас действует около 140 плюс 55 филиалов. Еще 1,6 тысячи музеев созданы на общественных началах. Собственными музеями обзавелись Беларусбанк, министерства здравоохранения и по чрезвычайным ситуациям, таможенный комитет, другие ведомства. На это выделяются изрядные средства (как правило, государственные), затрачиваются мегабайты усилий... Вроде правильно, ведь во всем мире музеи — важнейшая составляющая въездного туризма.


Тем не менее мнение, что показывать у нас особенно нечего, пока устойчиво доминирует... Согласна, европейский потребитель достопримечательностей избалован, ему нужен изыск. Когда вдоль Рейна на протяжении считанных километров путешественник может остановиться в 30 древних замках, сохранившихся почти в первозданном виде, где его побалуют средневековой кухней и средневековой же музыкой, кому нужны наши скромные руины? Да и мало восстановить... Нужна изюминка, что–то такое, чего нет у других. Если не эффектные зрелища, то хотя бы ощущения.


Скажем, все знают, что Великобритания — страна привидений. Чему, кстати, немало поспособствовали английские менеджеры по туризму. Самые популярные туры у них — по местам «мистической славы» с демонстрацией «вещественных доказательств». В шведских или польских скансенах (музеях под открытым небом) «обитают» не манекены, а живые люди, демонстрирующие, как работали в старину кузнецы, ткачи, гончары, — и почти везде попробовать свои силы в том или ином ремесле предлагается посетителям... До сих пор, 10 лет спустя, главное впечатление от посещения замка в карпатском городке Мукачево — это такси, которое встретило меня, опаздывавшую на поезд, у ворот. Черная советская «Волга», салон, покрытый волчьими шкурами, и демонический длинноволосый таксист в черном плаще — действительно, каким ему еще быть в самом сердце Трансильвании?


Да, общеизвестно, что музей вполне может стать прибыльным бизнесом, если его как следует разрекламировать и предложить. Но небанальный пиар требует больших денег. И я спрашиваю себя, стоит ли первобытная стоянка в Юровичах того, чтобы финансироваться из республиканского госбюджета? Возможно, хватило бы ведомственного «покровительства» — Академии наук, например? Даже самый талантливый рассказчик едва ли сможет оправдать визит туристов к группе манекенов в интерьере искусственной пещеры... Тем более когда есть в мире Стонхендж, календари инков и ацтеков, да в конце концов Форум в Риме, и даже по телевизионному экрану это так впечатляет... У нас же, давайте начистоту, не хватает средств, чтобы наполнить настоящими артефактами Мирский или Несвижский замок, уберечь от разрушения драгоценные старинные стены в Ружанах, Гольшанах, Косово... Так нужно ли тратиться на создание новых формальных музеев? Давайте обсудим...

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter