Больше километров — выше сумма сборов?

В Беларуси платных дорог, за исключением М-1/Е30 Брест—Минск—граница России, пока нет...

В Беларуси платных дорог, за исключением М-1/Е30 Брест—Минск—граница России, пока нет. Что касается этой единственной  магистрали, то, как известно, за проезд по ней не взимается плата с  отечественных легковых автомобилей. 

Обратимся к зарубежному опыту. Там уже его поднакопили. Очень активна в этом Россия, министр транспорта которой Игорь  Левитин  недавно заявил, что участок дороги  М1 Вязьма—Смоленск станет платным. Ведь дороги, в последнее время испытывающие запредельные весовые нагрузки и несущие  на себе напряженные транспортные потоки, требуют для своего восстановления и развития все более объемного финансирования. И наши автомобилисты, совершающие поездки по европейским странам, также платят по той или иной системе за проезд по их дорогам,  как, кстати, и местные жители. 

Огромные средства для восстановления, содержания, развития дорожной сети требуются и у нас. Где их взять?

Небольшие деньги за пользование своими магистралями Беларусь собирает. Автомобилист, пересекший границу нашей страны, за исключением проезда по М-1/Е30, вносит общую плату (в основном от 5 до 60, в редком случае — до 150 долларов США) в целом за проезд. Это так называемый дорожный сбор. Заплатил и поехал. А сколько километров проедешь по Беларуси за это время —  уже не важно.

В то же время у нас широко распространена практика  освобождения зарубежных грузовых транспортных средств от подобных дорожных сборов, правда, по взаимной договоренности. Ежегодно собирается в среднем около 10 миллиардов рублей. Для сравнения: в этом году непосредственно на дорожные нужды из госбюджета выделено около 1 триллиона 300 млрд. рублей.

Государству трудно тянуть огромный воз расходов на дороги. Нужны инвесторы. Но дорожники, как добросовестно ни старались, пока их  найти не смогли. Многие фирмы вроде бы были готовы вложить свои средства в тот или иной дорожный проект. Но тщательно все просчитав,   сделали  вывод: не выгодно.

Как вариант пополнения дорожного бюджета, теперь  рассматривается вопрос о взимании платы за проезд с транспортных средств, исходя из реально осуществленных перевозок с учетом километража и объема перевозимых грузов. Определенный интерес вызывает  практикующаяся в Западной Европе, в той же Чехии, электронная система дорожных сборов  на  основе   современной микроволновой технологии,  которая не оказывает влияния на окружающую среду. Автомобили, с которых взимается по этой системе  сбор за проезд по магистрали, обязаны быть оснащены небольшим электронным оборудованием — прибором «premid», обеспечивающим связь с системой сбора за проезд. Вначале пользователь платит предварительную сумму денег. А потом по результатам поездок из этой суммы высчитывается плата за реально пройденный километраж.

Эту систему можно было бы использовать и в Беларуси для взимания платы, например, с грузовых транспортных средств.  По мнению отечественных специалистов, внедрение ее могло бы обеспечить  недискриминационную дифференцированную политику взимания платы, зависящую от интенсивности использования дорожной сети, и позволило бы существенно повысить эффективность сборов за проезд.

Это также будет способствовать и привлечению инвестиций  в страну, и уменьшению налогового бремени на предприятия. Но все варианты требуют тщательной проработки, грамотных технико-экономических обоснований, согласований. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter