Больше интеграции — экономической и разной!

Вчера Президент встретился с премьер–министрами государств ЕврАзЭС
По аналогии с ролью Германии и Франции в Европейском союзе не будет преувеличением сказать, что Беларусь — локомотив интеграции на постсоветском пространстве. Страна активно участвует во всех объединениях, возникших на территории 1/6 части суши после развала СССР, начиная с СНГ и заканчивая Союзным государством, в котором достигнут наивысший уровень интеграции. Нынешний год в этом смысле особенный. На белорусской земле последовательно пройдут встречи глав государств ЕврАзЭС, ОДКБ и Содружества. Именно то, что Беларуси доверена роль хозяйки этих важных форумов, является признанием ее заслуг на ниве объединения. Подготовка саммитов идет полным ходом. Вчера, к примеру, на уровне глав правительств в Минске впервые прошел Межгосударственный совет Евразийского экономического сообщества. Премьер–министров «шестерки» (помимо Беларуси это — Казахстан, Кыргызстан, Россия, Таджикистан и Узбекистан) в своей резиденции принял Президент.

ЕврАзЭС появился на свет в 2000 году на базе Таможенного союза, договор о создании которого сначала подписали Беларусь и Россия, а затем к нему присоединились другие государства. Четыре года в этой организации председательствовал Казахстан, а с прошлого года эта миссия возложена на Беларусь. Принимая гостей, председатель Межгоссовета Александр Лукашенко отметил, что все последние годы в странах «шестерки» наблюдается значительный экономический рост. «Это во многом обусловлено тем, что в ЕврАзЭС мы торгуем друг с другом в основном без пошлин, ограничений и изъятий. Дополняющие друг друга хозяйственные системы определяют взаимный интерес к дальнейшей интеграции», — сказал Президент. ЕврАзЭС уже стало привлекательной и авторитетной организацией, и это лишний раз доказало присоединение к ней Узбекистана.

Вместе с тем Александр Лукашенко считает, что «шестерка» подошла к той черте, когда евразийской интеграции пора выйти из формата договоренностей президентов и перейти на новый качественный уровень — претворение в жизнь конкретных проектов.

Чтобы интеграция была жизнеспособной, в нее должно вовлекаться все больше сфер — бизнес, наука и т.д. Для этого еще в Санкт–Петербурге, на предыдущем саммите организации, Президент выдвинул несколько инициатив, которые должны повысить эффективность ЕврАзЭС. В частности, он предложил разработать и реализовать межгосударственные программы в области транзита, микроэлектроники, биотехнологий. Премьер–министр России Михаил Фрадков подтвердил заинтересованность своей страны в реализации высокотехнологичных проектов.

Но, пожалуй, главная цель, которая тогда была намечена, — завершение создания в 2006 году договорной базы Таможенного союза. К сожалению, не все из задуманного удалось реализовать. «Нам всем важно решительно продвинуться в формировании Таможенного союза в условиях присоединения государств – членов ЕврАзЭС к ВТО», — заявил вчера Александр Лукашенко. Генеральный секретарь сообщества Григорий Рапота пояснил, что «технологически у нас уже отработаны все документы, позволяющие создать правовые основы Таможенного союза». По его словам, самое сложное сейчас — синхронизировать два процесса: создание такого союза и вступление его участников в ВТО. Он признался, что обсуждение этого вопроса заняло больше всего времени, но закончилось оно на мажорной ноте: «шестерка» подтвердила свое стремление создать Таможенный союз в этом году. Речь ведется о том, чтобы довести единый таможенный тариф в торговле с третьими странами с нынешних 62 процентов до 80.

Среди первостепенных задач Президент также отметил необходимость обеспечения свободного перемещения товаров, в том числе свободного транзита электроэнергии и нефтепродуктов по территории стран сообщества. Призыв Александра Лукашенко решать вопросы энергетической безопасности поддержал и премьер–министр Таджикистана. Акил Акилов заявил, что для его страны приоритетное направление — это создание единого энергетического рынка.

Кроме того, по мнению Президента, мощный импульс развитию региональной торговли придаст унификация железнодорожных тарифов. Работа в этом направлении уже ведется. Следует сказать, что в эти дни в Минске было подготовлено несколько документов, которые должны положительным образом сказаться на экономике стран ЕврАзЭС. Помимо уже упомянутых транзитных железнодорожных тарифов, это, к примеру, введение единого товарного знака. Этим, образно говоря, знаком качества будут маркироваться товары, произведенные в сообществе, и не будет необходимости подтверждать их качество на национальном уровне. Нововведение призвано упростить перемещение товаров на рынках стран ЕврАзЭС, следовательно, увеличить взаимную торговлю, а это и есть цель объединения. Встречи в Минске показали, что у сообщества существует реальная перспектива стать более эффективной и привлекательной организацией.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter