Большая забота о малом.

Как сделать малый бизнес фактором долгосрочного экономического роста.

Стимулирование частной инициативы, создание благоприятных условий для предпринимательской деятельности в Беларуси объявлено одним из приоритетов государственной политики. Именно развитие малого бизнеса поможет не только компенсировать потери ВВП от неблагоприятных внешних факторов, но и влить свежую кровь в реальный сектор. И в этом направлении уже сделаны важные шаги. Принят закон о поддержке малого и среднего предпринимательства, упрощены многие административные процедуры, правила бухучета, введены льготы для субъектов бизнеса в малых городах. Наконец, принята Директива № 4, за которую так ратовали предприниматели. Но на практике влияние малого предпринимательства на макроэкономические показатели остается незначительным. Частные компании и предприниматели сегодня создают пятую часть ВВП страны.
К 2015 году эта цифра должна вырасти до 30 процентов. Для сравнения, в России, Украине, Азербайджане, Казахстане частный сектор формирует до 60—70 процентов валового продукта.

Что мешает развитию предпринимательства сегодня? Почему частному сектору сложно конкурировать с государственным? Что еще необходимо сделать, чтобы стимулировать деловую активность? Порассуждать об этом “Народная газета” пригласила представителей государственной власти, бизнес-сообщества и экспертов.

Давид РОТМАН, директор Центра социологических и политических исследований БГУ

 

Анатолий  ПАВЛОВИЧ, депутат Палаты представителей Национального собрания

 

Андрей ИВАНОВ, бизнес-консультант

 

Виктор МАРГЕЛОВ, председатель Республиканской конфедерации предпринимательства

 

Георгий ГРИЦ, заместитель председателя Белорусской научно-промышленной ассоциации

 

Виктор  ХИНЕВИЧ, генеральный директор ЗАО “Борисов-детспецпроект”

 

Петр АРУШАНЬЯНЦ, заместитель директора департамента по предпринимательству Минэкономики

 

 

Психология успеха

“Народная газета” (“НГ”): Давайте начнем разговор с социально-психологических аспектов.  Сегодня многие говорят, что хотели бы иметь какой-нибудь бизнес. Но в реальности открывать собственное дело белорусы не спешат. Более того,  значительное число людей остаются пассивными, предпочитают жить на небольшую зарплату, видимо, ожидая с неба чудес. Почему же люди не спешат становиться собственниками? Ведь на самом деле это чувство у каждого из нас должно быть в крови, генетически запрограммировано...

Андрей ИВАНОВ (А. И.): Общественная культура является мощнейшим средством, формирующим отношение к собственному делу. Хотят многие, но от сказанного до сделанного дистанция велика. Да и мировоззренческая культура сегодня сродни рекламе “Кока-колы”: “Бери от жизни все и сразу!” И чем дальше мы отходим от нравственной составляющей, от личностной ответственности, тем сложнее развивать предпринимательство. На мой взгляд, личностная составляющая сегодня полностью провалена. После декларации о намерении открыть собственное дело начинается нытье: а как это сделать, с чего начать, где взять деньги, а вдруг не получится и так далее. Поэтому акцент сегодня необходимо делать на воспитание внутренне ответственных, активных и предприимчивых граждан, причем еще со школьной скамьи.

Давид РОТМАН (Д. Р.): Наши люди, отвечая на вопрос о том, как они будут себя вести в случае ухудшения социально-экономической ситуации, в большинстве своем заявляют о намерении самостоятельно искать пути улучшения материального положения. То есть о росте экстремистских, радикальных или протестных настроений в данном случае, а такие варианты ответов в анкетах имелись, речь не идет. Кроме того, в случае ухудшения условий своего бизнеса 40 процентов опрошенных заявили о намерении продолжить его в той же сфере, еще 17 процентов — также продолжить, но уже в другой сфере. Иными словами, более половины нынешних предпринимателей заниматься бизнесом намерены вопреки всем сложностям.
Оценивая факторы, влияющие на положение малого бизнеса, предприниматели на первое место ставят роль местных органов власти в создании благоприятной среды. Следом идут взаимодействия с чиновниками различных уровней, число проверок и ревизий. Именно на эти обстоятельства необходимо сегодня обратить внимание, чтобы стимулировать предпринимательские процессы. Криминальные же факторы — коррупция, преступность и т.д. — вторичны.

Георгий ГРИЦ (Г. Г.): Главная проблема — отсутствие средств, начального капитала. Уже сняты многие бюрократические препоны, действует заявительный принцип. Но хочется спросить желающих открыть свое дело: а деньги-то у вас для этого есть? Ведь одних знаний для свободного плавания недостаточно. Между тем при столь высоких, как сегодня, процентах на кредиты и ставке рефинансирования никто даже не говорит о том, что в Беларуси попросту дорогие деньги.

Виктор ХИНЕВИЧ (В. Х.): Мне кажется, главная проблема все-таки не в деньгах, тем более для тех, кто уже создал свой бизнес. У меня, например, свои молочный завод, торговый центр, международные перевозки, туризм. В любой банк заходи, предоставь валютоокупаемый проект, покажи баланс — предложат любые деньги. Я переоснастил производство, получил соответствующие сертификаты соответствия продукции, в том числе российские, отправил свое мороженое в Санкт-Петербург. А на таможне мою машину задержали: говорят, меня нет в реестре Союзного государства. Юриста своего я тут же уволил, сам поехал в Минсельхозпрод добиваться включения в этот реестр. Там спрашивают: “Частник? Значит, о попадании в реестр забудь”. В довершение ко всему получаю уведомление о предстоящей проверке. Вот в чем проблема: различие между благими помыслами и действиями чиновников на местах.

Д. Р.: Я уже говорил о том, что по данным наших исследований многие молодые люди хотели бы заниматься предпринимательской деятельностью. В связи с этим мне кажется, было бы не лишним ввести в учебных заведениях (в вузах, колледжах, школах) специальные курсы, содержанием которых стало бы изучение особенностей организации собственного дела, создание бизнес-структур, разработка бизнес-планов и т. д. Думаю, профильным министерствам и ведомствам целесообразно создать специальные сайты, войдя на которые, потенциальные и действующие бизнесмены могли бы получить ответы на все вопросы, связанные с предпринимательством, а также советы по развитию собственного бизнеса.

Петр АРУШАНЬЯНЦ (П. А.): На сегодняшний день в Минэкономики зарегистрировано 59 центров поддержки предпринимательства и 14 инкубаторов малого бизнеса. В центрах проводят маркетинговые исследования, оказывают юридическое, бухгалтерское, информационное обеспечение, помогают составить бизнес-планы. Инкубаторы предоставляют в аренду помещения и имущество начинающим бизнесменам, содействуют в получении финансовых ресурсов.

Вопрос ребром

“НГ”: Нельзя сказать, что власти глухи к проблемам бизнеса. Государство по возможности оказывает содействие его развитию. Но готовы ли сами люди брать на себя ответственность? Складывается впечатление, что мы привыкли больше получать, чем отдавать. С советских времен в обществе сохраняется синдром иждивенчества...

А. И.: Это важнейший фактор, который совершенно выпадает. В малом бизнесе главенствует психология самоуправления, к которой мало кто готов. За год даже объем информации удваивается, мотивы же и инструменты меняются чуть ли не ежедневно. Купить в одной палатке за рубль и тут же продать в соседней палатке за рубль двадцать — такая схема уже не работает. А произошел провал, разорение — все, у человека шок и депрессия...

Виктор МАРГЕЛОВ (В. М.): С другой стороны, в обществе по отношению к бизнесу сохраняется еще потребительский, шкурный интерес. Если мы хотим вырастить предпринимателя, мы должны создать для него такую атмосферу, чтобы он ощущал себя человеком. Ведь государство, продав ему помещение, скажем, всего за треть или четверть цены, все равно в конечном итоге получит в два-три раза больше! Надо менять арендодателя на собственника. Пока предприниматель не является собственником, к нему не идет серьезный инвестор.

П. А.: Это одна из самых важных задач, она не просто прозвучала в правительстве, но и была внесена в протокольную запись. Но здесь необходимо четко определить механизмы такой передачи помещений, это ведь не бесплатная приватизация. Собственность должна переходить в руки именно тех, кто сможет ею эффективно распорядиться. Что же касается передачи земли в частную собственность, то Указ Президента № 431 с 1 января 2012 года позволит это сделать даже за 70 процентов от ее кадастровой стоимости.

“НГ”: Кстати, с 1 января мы еще и в Едином экономическом пространстве окажемся. При этом ребром встанет вопрос налоговой нагрузки: в России и Казахстане она, как известно, гораздо ниже...

В. М.: И очень хорошо, что встанет. У нас строится 40 логистических центров, но при теперешнем размере НДС они окажутся никому не нужными сараями. Понятно, что снижение налогов приводит к выпадению доходов бюджета. Значит, нужно создавать неналоговые доходы бюджета, оптимально сокращать его расходы. Надо собирать республиканский бюджет исходя не из потребностей, а из возможностей! Мы давно предлагаем провести административную реформу: у нас масса дублирующих друг друга министерств, множество ненужных чиновников. Почему не ввести саморегулирование там, где люди смогут без бюджетных средств наладить дело лучше, чем это делается сейчас, как например делается в рамках проекта СРО?
К счастью, в правительстве есть понимание необходимости снижения налоговой нагрузки. В частности, с нового года будет снижен налог на прибыль.

“НГ”: Одним из главных препятствий для бизнеса называют нестабильность правовой базы. Только предприниматель приспособился к новым налогам, порядку их уплаты, к растаможке или новым правилам продажи товаров, как в них вносятся изменения...

Анатолий ПАВЛОВИЧ (А. П.): Что касается законодательства, то в Беларуси за последние несколько лет принято значительное количество законодательных актов в плане развития предпринимательства. Может быть, даже гораздо больше, чем по другим направлениям развития экономики, и это факт. Но по объективным и субъективным причинам они еще не заработали в полной мере. Имеет место и обособленность предпринимателей и законодателей, все они варятся в собственном соку. В каждой стране есть такое понятие, как лоббирование в хорошем смысле этого слова. Хватайте депутата, садитесь с ним за стол и обсуждайте проблемы! К примеру, уже год прошел, как приняли закон о поддержке малого и среднего предпринимательства, и его можно и нужно наполнять конкретикой. Однако  заинтересованности со стороны бизнеса, я имею в виду конкретных предпринимателей, в этом отношении как-то не наблюдается.
Сейчас работаем над проектом закона о банкротстве. Процедура четко расписана: досудебное оздоровление, защитный период, санация, ликвидация. Мы делаем ставку на предупреждение банкротства, ибо оно влечет за собой увольнение людей. А куда пойти человеку? Если бы у нас должным образом было развито предпринимательство, то не было бы проблем с обучением и переквалификацией высвободившихся работников. Для нас банкротство — это трагедия в отличие от стран с развитой экономикой. Например, в немецком законодательстве работают только процедуры ликвидации и мирового соглашения. И все, никаких лишних звеньев.
Отсюда и вопросы того же менталитета. Мы привыкли, что кто-то за нас все решит и сделает. Надо повышать правовую грамотность населения, в том числе через СМИ. Но показывают ли что-то толковое в этом плане по телевидению? Если проскальзывает, то очень редко. Между тем на правовом поле столько всего: законы, постановления, декреты, указы, решения — простому человеку не так просто  разобраться. И если при открытии своего дела что-то упустишь из виду, придет проверяющий и в лучшем случае такой штраф влепит. Могут ли при таких условиях в бизнес прийти новые лица? Надо все это расчищать и доступно разъяснять людям.

Адресный подход

“НГ”: Еще одна проблема касается конкуренции частного сектора с государственным. Не секрет, что сегодня они находятся в неравных условиях и предпочтение отдается госсектору, хотя согласно экономическим показателям производительности труда он далеко не всегда лидирует...

П. А.: Система государственной поддержки малого предпринимательства будет совершенствоваться и реформироваться. Мы изучаем зарубежный опыт, исходя из наших реалий. Государство готово оказывать поддержку предприятиям всех форм собственности. Но опять же здесь должен быть адресный подход. Поддерживать и стимулировать в первую очередь будут те производства, которые рассчитаны на экспорт и импортозамещение. Очень важно, чтобы бизнесмены вкладывали капитал в производство и сферу услуг, а не только в торговлю.

В. М.: В кратчайшие сроки нужно создавать прозрачнейшую конкурентную среду в нашей стране. Сейчас разрабатывается проект закона о государственном регулировании в сфере торговли. Мы туда закладываем нормальные нормы о конкуренции.

Г. Г.: Пора менять акценты и изучать мировой опыт. В принципе, в социально ориентированной экономике нет ничего плохого. Но способны ли мы так же, как прежде, сохранять и поддерживать 20 отраслей, уровень безработицы менее одного процента? Наверное, нет. Более 40 процентов предприятий в стране имеют рентабельность менее пяти процентов. Это предбанкротное состояние, но государство продолжает вливать в них все больше средств, и в итоге предприятие занимает иждивенческую позицию: зачем мне показывать прибыль, лучше я буду бедным, получу дотацию и налоги не буду платить. Возьмем только один пример: помощь компании, которая из-за внешней конъюнктуры вынуждена объявить о своем банкротстве. Как правило, на Западе в отличие от нашей системы господдержки помогают не субъекту хозяйствования, а непосредственно работнику. Уполномоченные федеральные органы предлагают потенциальному безработному выбор: либо ты переезжаешь в другой город или даже штат, туда, где есть для тебя работа, либо выделяют существенное денежное пособие на открытие собственного дела или обучение новой профессии. Мне кажется, что-то из этого опыта можно использовать и у нас в стране. Но есть и альтернатива — сделать акцент на развитие института самозанятости. А для начала отменить введенные ранее ограничения для ипэшников, чтобы они могли нанимать на работу не только родственников. Надо понимать, что крепкий собственник — это основа среднего класса, социальной и политической стабильности. Он не пойдет ни на какую площадь. Необходимо формировать культ собственника, чтобы слово это звучало гордо.

 “НГ”: Но как совместить интересы государства и собственника?

Г. Г.: Должно быть больше доверия к малому бизнесу. В связи с этим почему бы не вспомнить не только мировой, но и наш опыт 30-х годов восстановления разрушенной революцией и Гражданской войной экономики Советской России и реанимировать институт концессии, то есть передачу предпринимателю в доверительное управление успешных предприятий с последующим правом выкупа за счет  прибыли и налогов. Но в этом случае речь скорее идет о формировании среднего и крупного национального бизнеса.

П. А.: Когда разговор заходит о малом бизнесе, принято говорить, что все у нас тут буксует. Неправда, определенные шаги и результаты есть. Ведется открытый диалог власти с деловым сообществом. Недавно правительство рассмотрело Национальную платформу бизнеса Беларуси.
Половина пунктов из этого документа уже претворена в жизнь путем выполнения плана мероприятий по реализации Директивы № 4. Значительная часть положений платформы приняты как руководство к действию. По ним правительство и Минэкономики будут принимать конкретные меры.

В. М.: Как бы ни сложилась ситуация, мы вместе должны думать о том, как нам организовать жизнь на нашей земле. Будет замечательно, если те направления, которые озвучены в правительстве, — конкуренция, приватизация, дебюрократизация — получат поддержку и дальнейшее развитие. Решая эти вопросы, мы выйдем на принципиально новое отношение к бизнесу.

“НГ”: Редакция “Народной газеты” благодарит всех собеседников за интересный, содержательный и полезный разговор. Самое главное, на наш взгляд, заключается в том, что у власти и бизнеса сегодня сложилось понимание того, что к общей цели надо двигаться параллельным курсом. А когда есть потребность двигаться рука об руку по одной дороге, все задуманное обязательно получится.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter