Большая ценовая политика

Цены серьезно влияют на душевное спокойствие населения

Стоимость товаров серьезно влияет на душевное спокойствие населения

Самая темная лошадка белорусской экономики — розничный рынок. Его поведение и реакции на разные факторы витиеваты и непредсказуемы. Впрочем, многолетние исследования позволяют выявить некоторые статистические закономерности. Другое дело, что Беларусь в отличие от Запада только становится на такие аналитические рельсы анализа развития розницы.

Ведь многообразие форм и крупные игроки на поле ритейла появились относительно недавно. Фактически еще в середине 2000-х первую скрипку в обеспечении населения товарами играли постсоветские универмаги и универсамы и гроздья лотков и палаток. Настоящая конкуренция только начинает зарождаться. Впрочем, как отметил директор Института социологии Национальной академии наук Игорь Котляров, уровень цен всегда волновал население. Но нынче, кроме базовых показателей инфляции, для принятия управленческих решений крайне важно проведение и других, более детальных исследований потребительского рынка.

Институт социологии НАН уже 22 года проводит ежегодное исследование социально-политического положения в Беларуси. Причем две трети вопросов, которые задаются респондентам, являются постоянными. Из всех проблем граждан стоимость жизни всегда стояла на первом месте. В 1990-е годы она стабильно волновала 95 % населения, в 2000-е — 91 %, сейчас этот показатель несколько снизился, но все равно находится на достаточно высоком уровне — 61,2 %. Причем уровень цен больше всего волнует наименее защищенные возрастные группы — молодежь и пенсионеров.

Особенно остро вопрос стоит в малых городах, в которых зарплаты существенно ниже по сравнению со столицей, областными и крупными промышленными центрами. Именно поэтому Институт социологии одно из своих локальных исследований посвятил развитию торговли именно в регионах. Оказалось, что в небольших населенных пунктах более 20 % семей тратят на еду 70—90 % своего бюджета, каждая третья — 50—70 % и только 5 % — менее 30 %. В среднем по республике на питание расходуется 43 % семейных бюджетов.

Как отметил Игорь Котляров, в малых городах с нетерпением ждут прихода крупных торговых форматов 95 % респондентов. На вопрос: «Заинтересованы ли вы в появлении в населенном пункте «Евроопта»?» — безусловное «да» ответили 84,1 %. Причем 75,1 % ожидают от появления новых магазинов снижения цен, 65,4 % хотят приобретать широкий ассортимент продуктов сразу в одном месте. «Исследование проводилось в 18 сетях, но в итоге для опроса выбрали «Евроопт», так как он отличается низкими ценами и является индикатором для измерений», — объяснил Игорь Котляров.

Согласно многолетним наблюдениям социологов, потребительские цены напрямую или косвенно влияют на другие социальные характеристики в обществе. Например, удовлетворенность уровнем жизни людей. Так, согласно последним исследованиям богатыми считают себя только 0,1 % наших сограждан. Большинство относят себя к представителям класса «со средним достатком» — 57 %. Правда, как отметил Игорь Котляров, эти цифры отражают не доходы людей, а их психологическое состояние. «Например, проводим опрос в деревне, — вспоминает эксперт. — Старушка, у которой есть поросенок, куры, огород обработан, причисляет себя к среднему классу. В банках люди ездят на дорогих иномарках, но считают себя бедными…» Впрочем, чувствительно к этому вопросу относятся многие. Например, рейтинг политических партий в Беларуси достаточно низкий — не превышает 1 %. Но если одна из них поднимает проблему цен, ее популярность сразу вырастает на 0,2—0,3 процентного пункта.

Впрочем, согласно национальным опросам, в политических течениях и доктринах спасение от проблем видят только 4 % белорусов. Большинству помогают справляться со сложностями друзья, деньги, семья и вера в Бога. Политическая деятельность занимает одно из последних мест в перечне из 16 пунктов. Правда, как отметил Игорь Котляров, чтобы досконально разобраться в потребительском рынке, ценах, их влиянии на общество и его психологическое состояние и восприятие, необходимо провести еще целый ряд исследований.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter