В Беларуси цены на мясную продукцию начали затяжное падение

Большая шкварка

Цены на мясную продукцию начали затяжное падение
В среднем белорусы съедают в год около 91 килограмма мяса на душу населения, если учитывать полуфабрикаты, колбасы и другие вкусные вещи. Словом, мясоеды знатные: этого продукта потребляют почти в два раза больше, чем в среднем по миру, на 10—20% — чем во многих европейских странах. В том числе и благополучных «старых» государствах ЕС. По крайней мере, так было в 2013-м. Полных данных по прошлому году пока нет — слишком мало для таких подсчетов времени. Но опрос домашних хозяйств Белстатом показывает небольшой рост. К тому же цены на мясную продукцию начали затяжное падение. 



«Снизились, как минимум, на 20—30%», — озвучил свои наблюдения заместитель генерального директора торговой сети «Гиппо» Вадим Гришкевич. По крайней мере, по группе охлажденного мяса так называемой первой категории. Это когда свиная туша чистенькая, гладенькая, весит от 80 до 110 килограммов, а между седьмым и восьмым ребром прослойка сала не больше 1,5 сантиметра. Ритейлеры пожимают плечами, когда белорусские цены в лоб сравнивают с польскими. Да, возможно, в прошлом году разбежка и была значительной. У нас тогда из-за африканской чумы свиней снизилось поголовье пятачков, соответственно, и цены подскочили. А Польша, наоборот, из-за ограничений на экспорт «задыхалась» от избытка. Естественно, бифштексы старались сбыть с рук почти по любой цене. 

Но сейчас картина меняется. Вадим Гришкевич утверждает: нынче в рознице охлажденная корейка уже идет и по 45—50 тыс. рублей за килограмм. Сопоставимо с ценниками западных ритейлеров. Правда, такой дисконт чаще происходит во время акций или скидочных программ. Но по мясной группе они становятся скорее правилом, чем исключением. 

Продукции хватает, а спрос… Он не то чтобы снизился, но стал более гибким и чувствительным к цене, качеству и их соотношению. Кстати, практически все ритейлеры отмечают: конкуренция в рознице приближается к апогею. Поэтому играть с высокими наценками себе дороже. Ведь в пределах одного-двух кварталов можно найти пару супер- и гипермаркетов под разными вывесками, поэтому для «маркетингового среза» покупателю надо минут 20—30. И он уходит к самому дешевому продавцу. Мгновенно. 

В том числе и по этой причине рынок мясной продукции уже устоялся по структуре. По объемам продаж лидирует курятина. На втором месте стабильно держится свинина. Говядины белорусы потребляют относительно немного. Сказываются и кулинарные, и ценовые предпочтения. Все-таки курятина и свинина более дешевые по сравнению с традиционным красным мясом. Впрочем, его производство и не особенно развито в нашей стране. А вот птицефабрики и свинокомплексы уже выходят постепенно на европейский уровень. И по себестоимости, и по использованию современных технологий. Приходят на рынок и иностранцы. Например, в Брестской области датская компания создала свою белорусскую дочку – БелДАН. 

По мнению ее технолога коренного датчанина Йонаса Йенсена, который уже шестой год работает в нашей стране, перспективы у отечественного свиноводства очень радужные. По крайней мере, необходимая инфраструктура существует. По словам специалиста, поставить на крыло у нас их технологию не составило особого труда. Кстати, основные корма для своих хрюшек датская компания приобретает на нашем рынке. Они вполне подходят и по качеству, и по питательным характеристикам. 

Сейчас потребление смещается в сторону высококачественной мясной продукции. А для этого необходима и соответствующая селекционная работа, и соблюдение технологий. Как говорят продавцы, потребителя интересует не только количество, но и качество: люди предпочитают приобретать хорошую вырезку, а не разрубы второй и третьей категории с массивными прослойками шпика, костями, шкурой. Считают уже не килограммами, а выходом «полезного мясного вещества». Впрочем, по физическим объемам потребления многих продуктов питания на душу населения мы почти не отстаем или вплотную приблизились к развитым странам. Поэтому заметных структурных изменений не планируется. Разве что постепенное снижение цен из-за большой конкуренции в розничной торговле.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter