Большая розница

Белорусы стали более активно совершать покупки

Белорусы стали более активно совершать покупки

Похоже, что розничная торговля стала одним из драйверов белорусского экономического роста в 2010 году. Розничный товарооборот через все каналы реализации составил Br 69,7 трлн. и увеличился по сравнению с 2009 годом на 17,1 %. При этом граждане накупили непродовольственных товаров больше на 19,3 %, продуктов питания — на 15 %.

Специалисты уверены: рост свидетельствует, как минимум, о двух важных тенденциях — об увеличении внутреннего потребления и о росте потребительского спроса в стране. Главная причина, считают в высоких кругах, — постепенное повышение доходов населения. Данные Белстата свидетельствуют о том, что заработная плата, рассчитанная с учетом роста потребительских цен на товары и услуги, за минувший год увеличилась на 14,9 %, что незамедлительно ощутил на себе потребительский сегмент. Вторым «двигателем» торговли стали достаточно устойчивые темпы восстановления отраслей, ориентированных на внутренний рынок, — легпрома, пищепрома и других. Проще говоря, предложили больше интересующих потребителей товаров – больше их и продали.

«Доля торговли и общественного питания в валовом продукте Беларуси в 2010 году составила 11,1 %. Это второе место в республике после промышленности», — говорит глава Минторга Валентин Чеканов. В ведомстве подсчитали: торговые организации и заведения общественного питания в 2010 году наторговали продовольственных товаров на Br 29,1 трлн. Значительно увеличились продажи мяса и птицы (на 11,7%), сыров — на 19,5 %, растительного масла – на 16,8 %. Налегало население и на макароны с крупами (плюс 22 % и 12,1 % к 2009 году), на 21,3 % выпило больше соков.

В сегменте непродовольственных товаров продажи достигли Br 22,4 трлн. Здесь граждане немало внимания уделили покупке обуви – продажи выросли на 30,2 % по сравнению с позапрошлым годом — и синтетических моющих средств. Стиральных порошков и ополаскивателей предприятия торговли продали больше на 35,6 %. Также увеличились продажи чулочно-носочных изделий (на 19,5 %) и бензина (на 5,9 %). Больше стали белорусы и курить — табачной продукции было продано на 12,1 % больше, чем в 2009 году.

«По ряду товарных позиций спрос внутреннего рынка практически полностью удовлетворяется за счет вырабатываемых в республике. Среди них, например, колбасные изделия, сахар, мясо и птица, масло и другие, — отмечает замминистра торговли Вячеслав Драгун. – В торговой сети реализуется более 80 % таких товаров белорусского производства, как сыры, мясные консервы, безалкогольные напитки, верхний и бельевой трикотаж и другие». Вместе с тем в Минторге обеспокоены тем, что в объемах продаваемой белорусской торговлей продукции доля импорта по-прежнему высока. Согласно данным статистики продажи товаров отечественного производства магазинами в объеме розничного товарооборота занимают 76,6 %, в том числе по продовольственным товарам 85,1 %, непродовольственным — 65,4 %. Несмотря на то что показатели кажутся достаточно высокими, оставшейся четверти товаров хватает для того, чтобы негативно влиять на показатель внешнеторгового сальдо. «За одиннадцать месяцев прошлого года в Беларусь было ввезено потребительских товаров на сумму $ 5 млрд., что на 21 % больше, чем в 2009 году. Это огромная ниша деятельности для отечественных производителей. В настоящее время Минторг направил отраслевым ведомствам предложения по организации импортозамещающих производств в Беларуси. В данный перечень включено 312 товарных позиций, в том числе 23 позиции продовольственных товаров и 289 – непродовольственных, но промышленность крайне медлительно реагирует на наши предложения», — сетует Вячеслав Драгун.

Удивляться нерасторопности промышленников не приходится – рекомендации Минторга вряд ли относятся к числу быстровыполняемых. Начать производство некоторых импортозамещающих товаров – это, по сути, означает необходимость построения в стране достаточно мощных инновационных производств.

В частности, в перечне товаров, которые, по мнению торговли, пользовались бы спросом среди белорусских покупателей, фигурируют кондиционеры и обогреватели, сотовые телефоны, некоторые виды музыкальных, строительных и сантехнических инструментов, канцелярские и спортивные товары. Проще решить вопрос с производством детской одежды и обуви, которой в Беларуси явно не хватает и приходится завозить.

Как надеется Валентин Чеканов, организациям Минторга в течение ближайших лет удастся выйти на положительное внешнеторговое сальдо. Хотя сделать это будет не так-то и легко — за январь—ноябрь 2010 года дисбаланс между импортом и экспортом товаров составил минус $ 153,2 млн. при установленном лимите $135 млн. «Для того чтобы выйти на запланированные показатели, предприятиям отрасли необходимо заниматься более интенсивным продвижением продукции на внешние рынки, создавать торговые дома, новые объекты товаропроводящей сети», — говорит министр. В настоящее время при непосредственном участии Минторга создаются и в ближайшее время будут открыты торговые дома в Венесуэле и Туркменистане.

Единственный момент, который серьезно омрачил итоги года, по мнению регулятора, заключается в периодически возникавшем стихийном спросе на отдельные виды товаров, на который далеко не всегда рознице удавалось ответить предложением. Настроение Минторгу подпортила гречневая крупа и сахар. Впрочем, в ведомстве считают, что в будущем подобных накалов страстей, несмотря на их непрогнозируемость, удастся избежать. Для этого торговцам следует больше внимания уделять налаживанию контактов с крупнооптовым звеном.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter