О буднях сельского участкового милиционера

Большая Родня капитана Сапранкова

О буднях сельского участкового милиционера

Сложившийся годами стереотип: в глухих селах, в простонародье именуемых медвежьими углами, пьют, бьют и воруют. От тоски, безденежья, безнадеги. Утихомиривать дебоширов, искать пропавший мешок картошки - вот будни сельского участкового милиционера. Оно бывает и так. Но, оказывается, в его работе есть особая специфика.

Тридцатидвухлетний капитан Николай Сапранков из Климовичского района в своих "владениях" знает каждого. Три года на участке. А участок - 15 деревень, полторы тысячи жителей:


- Тут самые распространенные фамилии - Судзиловский, Осмоловский и Будаговский. Как-то звонят мне из дежурки: поезжай к Будаговским, опять драка. О Будаговском я был наслышан. Работящий мужик, тихий, а попадет капля за воротник - мать со свету сживает. Примчался. Старушка, завидев меня, обрадовалась, засуетилась, за стол усаживает, дескать, чайку попейте. Тут и сын проснулся, дремавший преспокойно на печи. Оказалось, не тот Будаговский разбушевался. А брат его в соседней деревне жене "физическое замечание" сделал. Пока не раззнакомился со всей своей новой Родней - я обслуживаю деревню Родня и Родненский сельсовет, - курьезов еще было немало.


Вообще понятие частной жизни для деревни не актуально. Это в городе сор из избы выносить стесняются. А тут чуть что - звонят Николаевичу. Даже в три часа ночи: "Приезжай, родненький, мой мужик меня забить грозится". Николай в считанные минуты одевается, прыг в машину, а на полпути звонок: "Так мы уже помирились"...


Сапранков такие "сигналы" все равно не игнорирует:


- Одна наша дама себе из города мужика привезла. Он периодически ее воспитывал. То с топором гонялся, то с удавкой. Она заявляла, а после слезно умоляла: "надо понять и простить". Штрафовали мы его, "закрывали" на несколько суток, все равно не мог совладать с эмоциями. В итоге осудили на несколько месяцев. Хватило, чтобы эти двое поняли: им лучше друг без друга.


В деревне вообще самое главное - установить контакт с местными жителями. Чтобы те своего участкового уважали. Где-то - побаивались. Но главное - доверяли. И поэтому милиционер должен быть хорошим психологом. У Сапранкова - даром что молодой - получается:


- К каждому человеку подход нужен. У пенсионерки спроси про здоровье - растрогается. Спроси про ее житье-бытье - сперва о себе все подробно расскажет, а минут через 10 - обо всех соседях. Кто к кому приходил, кто скандалил, кто чего стащил. Конечно, информацию проверять надо. Бабушки тоже присочинить любят. Но в основном они - ценные информаторы. Как-то в деревне стащили велосипед. Заглянул мимоходом к одной пенсионерке - воды попить. Парой слов перекинулись, она и выдала, дескать, не там, соколик, ищешь. К моему соседу в сарай загляни. Заглянул - и точно, там чужой велосипед. А рядом еще три - хозяйских. Спрашиваю у 70-летнего дедули, зачем тебе четвертый. А он - искренне так - "няхай будеть".


Или вот еще: только в наших лесах растет редкая карельская береза - дерево ценное и довольно дорогое. Вот и повадились к нам браконьеры. Срубят 40 - 50 деревьев, а с каждого ствола забирают лишь по метру древесины. Остальное годится уже только на дрова. Да и те ценные куски, если в течение 4 - 5 дней не перепродать на переработку, погибнут тоже. Специалисты говорят, карельскую березу, когда сохнет, начинает "крутить". Спасибо местным жителям, если услышат, что "в лесу раздается топор дровосека", тут же сообщают. Вместе с сотрудниками Костюковичской инспекции природных ресурсов и охраны окружающей среды срочно выезжаем на место. Да и сами периодически организовываем совместные рейды. Нескольких браконьеров уже задержали.


...Лет 7 назад в Родненском сельсовете сгорела хата. В ней пожарные обнаружили обугленный труп. Оказалось, брат убил брата, а хату поджег, заметая следы. На днях он возвращается в родные края по УДО. А значит, забот у капитана Сапранкова прибавится. Но трудностей он не боится. Говорит, знал, что за профессию выбирал. Отец его всю жизнь участковым милиционером был, тут же, в Родне, работал. Брат - участковый, в Кричеве. И вот уже 8-летний сын Сапранкова Влад на вопрос, кем будешь, когда вырастешь, без запинки отвечает: милиционером...


Фото автора.

 

Советская Белоруссия №192 (24329). Пятница, 11 октября 2013 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter