98,6 процента автюковцев являются между собой кровными родственниками

Большая родня

Если бы не было у сельчан точных прозвищ, ни за что не отыскали бы их среди кровных родственников

Эти две интересные деревни в Калинковичском районе знают не только в Беларуси. Великие и Малые Автюки известны, в первую очередь, своим знаменитым фестивалем народного юмора, на который съезжаются гости почти с полмира. В обеих деревнях живут необыкновенные люди, очень веселые и талантливые, умеющие посмеяться, прежде всего, над собой. 
С одним из них я познакомилась. Михаил ДУЛУБ, председатель Малоавтюковского сельского Совета, как он сам шутит, автюковец даже не на сто, а на двести процентов. Историю родной деревни Михаил Иванович знает намного больше скупых книжных сведений, поскольку не только всегда интересовался ею, но и многие исследования проводил лично, работая когда-то учителем истории, а затем и директором местной школы. 


По письменным сведениям, деревня Аутичи в Мозырском повете Минского воеводства в Великом Княжестве Литовском была известна еще с XVI века как великокняжеская собственность. Однако, как утверждает Михаил Дулуб, автюковцы всегда были людьми государственными и никому не принадлежали. Самое первое поселение располагалось между нынешними Великими и Малыми Автюками и называлось Селищем. Во время монголо-татарского нашествия оно было сожжено. После этого часть населения ушла за брод и стала называться «забродцами», а часть переселилась за поле и стала «запольцами». 


— Оттуда и пошло название. Автюки — значит «уцекачы», — рассказывает Михаил Дулуб. — Правда, за малоавтюковским лугом есть деревня Провтюки, что означает изначальные Автюки. Может быть, название нашей деревни идет и оттуда. 


В середине XVII века по этим местам прокатилась казацко-крестьянская война, и часть казаков осела здесь. Отсюда, по словам историка, в деревне и фамилии — Гаркуша, Северин, Судас, Шашолко, Буценко… 


— И получилось то, что получилось, — добавляет Михаил Иванович. — Буйный нрав автюковцев, их песни и обряды по колориту тоже очень схожи с казацкими. Кстати, мы, Дулубы, по словам моего деда, тоже пришлые — из-под Харькова. У нас, в Малых и Великих Автюках, свои обереги, которые народные мастерицы вышивают на воротничках и рукавах. А тотемными животными являются лось и утка. 


Существовали в этих деревнях и свои отличия в постройках. Как правило, каждый двор насчитывал три-четыре дома, возведенных по принципу: хата-сени-хата. Сыновья селились на отцовской земле, а дочери, когда выходила замуж, четвертину давали в приданое.


Автюковцы испокон веков были хлеборобами. Но самым большим землевладельцем считалась местная церковь. Она владела двумястами десятинами земли, которую обрабатывали крестьяне. Треть оставалась людям, две трети шло на оплату священнику и поддержание храма в хорошем состоянии. К слову, церковь в истории Автюков сыграла огромную просветительскую роль. Дочери последнего священника учительствовали в церковно-приходской школе. 


Мелиорация в эти края пришла намного раньше, чем в другие уголки белорусского Полесья. Еще до революции там вручную выкопали речку Закованку, чтобы осушить болото. Болото высохло, но и остальная вода ушла в Припять. 


В 1926 году в Автюках организовалось товарищество по совместной обработке земли, которое вскоре было преобразовано в колхоз «Красный Октябрь». В хозяйстве работали смоловарня и кузница. В 1937 году около деревни началась добыча торфа, который поставляли на Василевичскую топливную электростанцию.  


В конце тридцатых годов прошлого века, перед войной, в деревню приезжала научная экспедиция, в которую входил и автюковец Константин Северин. Ученые занимались раскопками. Удалось ли им найти интересные факты, неизвестно. Вскоре началась война, Северин погиб на фронте, больше экспедиции в Автюки не наведывались.


— Правда, лет пять назад ученые взяли анализ крови у двадцати коренных жителей Малых Автюков и у десяти — из Великих Автюков, — рассказывает Михаил Дулуб. — Генетическая экспертиза показала, что 98,6 процента автюковцев являются между собой кровными родственниками. Это подтверждает и предположение о том, что когда-то Великие и Малые Автюки были одним поселением. Обе деревни настолько переплетены между собой кровными узами, что в пятом поколении все мы, коренные жители, приходимся друг другу братьями и сестрами. Я насчитал у себя 28 двоюродных и 43 троюродных родственника. 


Уже 26 августа 1941 года Автюки оккупировали немцы. Фронт простоял у деревни около трех месяцев, а могилы погибших воинов в окрестностях находят до сих пор.


С фронта не вернулись 380 автюковцев, 8 пришли инвалидами… В октябре 1943 года оккупанты сожгли 290 дворов и расстреляли 32 жителя. Освобождены были Автюки 12 января 1944 года. 


В настоящее время в большем по площади и численности населения агрогородке Малые Автюки проживают 730 человек. Здесь есть своя СОШ, куда на двух автобусах привозят детей их близлежащих населенных пунктов. Имеется также клуб с библиотекой, ФАП, детский сад, 6 магазинов и ларьков. 


— Школа у нас очень хорошая, — говорит Михаил Дулуб. — Почти все ее выпускники поступают в высшие или в средние учебные заведения.


Теперь автюковцы с нетерпением ждут очередной международный фестиваль народного юмора «Автюки», который пройдет в 2015 году. На него обычно съезжаются народные юмористы не только со всей Беларуси, но и из стран-соседок. Почти два десятилетия жители Великих и Малых Автюков удерживают звание самых остроумных белорусов. 


 — Наши люди всегда славились в округе своей особой жизнерадостностью и любовью к острому словцу, так что само слово «автюк» стало нарицательным, — рассказывает председатель Малоавтюковского сельского Совета. — Пожалуй, причины надо искать в истории наших деревень. В Автюках никогда не было «пана с дубцом». Я думаю, это давало им какую-то дополнительную внутреннюю свободу и раскрепощенность, благодаря которым и рождался искрометный народный юмор. Чего стоит одна только фраза: «Ты можешь меня не слушать, а врать не мешай»!


Есть в Автюках и еще одна интересная особенность: практически каждый местный житель, кроме фамилии, имеет прозвище. Живут в деревне Министр, Буржуй, Буян, Шпион, Черномор, Колдун, Лежань, Певчиха…


— Вы не представляете, как это удобно, — не может сдержать улыбку Михаил Иванович. — У нас в деревне, к примеру, было четыре Ивана Павловича Дулуба, в том числе и мой отец. Не будь у человека прозвища, долго пришлось бы объяснять, о ком идет речь. А так сразу все ясно. У отца, например, прозвище было Янка — он на Яна родился, у второго — Тихон, потому что тихий был. У меня тоже есть — Комсомолец. Активистом всегда был, секретарем комсомольской ячейки в школе. Раньше я играл и в футбол, и в волейбол, занимался пятиборьем. Ну а сейчас на старости что осталось? Хожу в клуб песни пою. Чем-то надо заниматься…


По словам председателя сельсовета, в Автюках даже самый обычный день сдобрен хорошими шутками. К слову, не зря же говорят, что смех продлевает жизнь. Только в одних Малых Автюках живут 15 человек, перешагнувших 90-летний рубеж, 11 из них — женщины.

Наталья ВАКУЛИЧ, «СГ»


Фото автора

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter