Большая политика: тонкости этикета

Такого внешнего давления, как на минувших выборах Президента, Беларусь еще не испытывала. Заявления о нелегитимности зазвучали задолго до голосования. Затем посыпались обвинения в недемократичности. Далее — политический шантаж, угрозы применения санкций, изощренная ложь ангажированных СМИ...
Такого внешнего давления, как на минувших выборах Президента, Беларусь еще не испытывала. Заявления о нелегитимности зазвучали задолго до голосования. Затем посыпались обвинения в недемократичности. Далее — политический шантаж, угрозы применения санкций, изощренная ложь ангажированных СМИ. Ни избирательская активность белорусов, ни исключительная открытость выборов, ни, наконец, более чем убедительная победа — 83 процента «за» Лукашенко против восьми у «объединенной» оппозиции — «борцами за демократию» в расчет не принимались. Более того, ни несостоявшиеся «революционеры», ни наблюдатели от ОБСЕ так и не привели ни одного конкретного факта нарушения внутреннего законодательства или норм международного права... Но если не это является критерием демократичности, законности и свободы, то тогда что? Возможна ли в международной политике монополия на истину? И где проходит та грань, которая отделяет цивилизованные отношения суверенных государств от грубого вмешательства во внутренние дела страны, сотрудничество от давления?

За «круглым столом» «СБ» ответить на эти вопросы мы попросили Чрезвычайного и Полномочного Посла Туркменистана в Республике Беларусь, дуайена Илью ВЕЛЬДЖАНОВА, председателя Постоянной комиссии по международным делам и национальной безопасности Совета Республики Национального собрания Николая ЧЕРГИНЦА, декана факультета международных отношений БГУ, доктора исторических наук, профессора Александра ШАРАПО и старшего научного сотрудника сектора международного права и сравнительного правоведения Института государства и права НАН, кандидата юридических наук Александра ЩУКИНА.

«СБ»: Откровенная подтасовка фактов, попытка сформировать «образ врага» и организовать международную изоляцию суверенного государства вызвала искреннее возмущение большинства белорусов. На ваш взгляд, в чем причины столь бесцеремонного обращения с общепринятыми нормами морали и права? И есть ли сегодня у мирового сообщества рычаги противостояния откровенному внешнему давлению?

Н.Чергинец: Давление на суверенное государство можно расценить лишь как подмену правды лживыми измышлениями ради узкокорыстных целей. Это установление своего режима, препятствие развитию отношений нашей страны с бывшими собратьями по СССР, и, конечно же, глобальная мечта и цель — создание кордона в отношении России. Мы сегодня единственная страна, имеющая выход в Европу, которая остается верным союзником Москвы. Единственная брешь в т.н. «балтийско–черноморской дуге». Мы эти цели очень хорошо осознаем. Трезвая оценка этой ситуации и этих стремлений позволяет нам выстраивать четкую политику реагирования. Через существующие правовые механизмы, через формирование общественного мнения. Причем не только внутри страны — выборы однозначно показали позицию нашего народа, — но и у мирового сообщества.

А.Шарапо: Мне кажется, отдельные политики не понимают, что Беларусь в силу сложившихся исторических условий выбрала свой оптимальный путь. И если он в чем–то не похож на опыт других стран, — если не похож, — то на это есть объективные причины. Белорусы не обязаны спрашивать ни у кого, как им обустраиваться в собственном доме.

То, что у нас жизнь улучшается с каждым годом, как оказалось, кое–кому не по нраву. То, что у нас пенсии сегодня выше, чем зарплата пять лет назад. Что стипендии, пособия выросли в разы. Что с безработицей справились. Это не осталось незамеченным. Но, увы, не обрадовало. Как это так, «нетипичная» страна динамично развивается... Это же пример другим. Поддержка нынешнего курса большинством населения при такой активности избирателей говорит о том, что выбор сделан сознательно. Люди видят, что власть выполняет обещания, что работают предприятия, развивается система социальной защиты, идет постоянная, а не кампанейская, борьба с бюрократизмом. И народ ясно показал, что от этого пути, какое бы давление ни оказывалось на нас, он не откажется.

И.Вельджанов: Той вседозволенности, которую демонстрируют сегодня США, я думаю, скоро будет положен конец. Как говорит наш президент, у нас свой устав в нашем доме. Свои традиции, свой менталитет, своя культура. Да, могут и должны быть какие–то международные стандарты, но суверенитет в том и заключается, чтобы каждый народ мог сохранить свои особенности. В ином случае стоит ли говорить о каком–то суверенитете? Некоторые страны пытаются заставить всех плясать под одну дудку. Но навязать свою политику, свои интересы, поставить своих марионеток им не удастся. Накат на Беларусь, в том числе во время избирательной кампании, заставил белорусский народ еще больше задуматься. И сказать: мы сами разберемся, как нам жить. И выбирать свое руководство будем сами, без вас. И это сыграло решающую роль в том, что Александр Григорьевич Лукашенко победил с таким перевесом. И так будет в каждой стране, где высоко национальное самосознание и высока национальная гордость.

А.Щукин: Кстати, и оценки Европы далеко не так однозначны, как это пытаются представить. С инициативой применения санкций выступили 9 стран Евросоюза. Но вряд ли это тот случай, когда количество перейдет в качество. Польша, Чехия, Литва, Латвия, Эстония, Словакия... Чья «дудка» задает ритм политикам этих государств — общеизвестно. Понятно, почему здесь нет политических «тяжеловесов». Экономически мощные и политически независимые страны Европы трудно заставить таскать для кого–то каштаны из огня.

«СБ»: Если человека оскорбляют, то в правовом государстве он всегда может обратиться в суд. Ответственность за клевету предусмотрена и гражданским, и уголовным законодательством. А что делать, если заведомо ложные обвинения предъявляются государству? Если оскорбляют целый народ, игнорируя его волю и право выбора?

А.Щукин: Международное право дает возможность каждому государству отстаивать свои права, рассматривая конкретные факты и оперируя юридическими нормами. Право на стороне нашей страны, и мы должны стараться более активно использовать его для защиты своих интересов. Мы тоже можем применить санкции, и объявить персоной нон грата тех дипломатических представителей и иных лиц, которые игнорируют закон. Но, наверное, единственно правильным выходом в этой ситуации будет не эскалация конфликта, а диалог. Хотя основания для того, чтобы обратиться в международные организации, у нас есть.

Н.Чергинец: Надо понимать механизм, причины. Мы готовы к равноправному сотрудничеству со всеми государствами мира, о чем неоднократно говорил Президент. Но есть и другая сторона. Которая всеми силами пытается отвлечь внимание от собственных преступлений. Например, от Югославии, где применялись бомбы с урановыми наконечниками и радиоактивностью загрязнены большие территории. Люди болеют до сих пор. От Ирака, который разбомбили, разгромили под надуманным предлогом, что там имеется оружие массового поражения. Вы помните, госсекретарь США публично демонстрировал мензурки какие–то как доказательство, что в Ираке есть ОМП. И что? Нашли? Нет. Но загнали страну в каменный век, убили тысячи ни в чем не повинных людей, разрушили исторические памятники. Наступит момент, когда «демократизаторам» предъявят счет. Возможно, тот самый гаагский трибунал, если его не разгонят к тому времени. Они этого хотят? Нет. Но они хотят отвлечь внимание мировой общественности, оттянуть время, чтобы забылись их преступления. Это один из главных мотивов их поведения и шумихи вокруг Беларуси.

Как нам вести себя в данной ситуации? Я считаю, в ответ на их «списки» — кого пускать, кого не пускать, нам надо поступить точно так же, по тем же должностям. В том числе по местным прихлебателям и провокаторам. Пусть посидят дома, поскучают...

А.Шарапо. Как защитить себя и свою страну от вмешательства? В мире есть система международных организаций. И Президент, выступая на сессии Генеральной Ассамблеи ООН, показал всей мировой общественности, кто есть кто в современном мире. Показал сущность той политики, которую проводят западные государства, которая направлена на дестабилизацию устоявшейся системы международных отношений, на подавление тех самых прав и свобод, под лозунгом которых Запад начал новый передел мира. Обратил внимание на используемые ими «двойные стандарты», когда за одно и то же в отношении одних стран развязывается настоящая травля, а в отношении других — царит полное согласие и понимание. Например, выборы в Ираке, проводившиеся в сложной, вы понимаете, в какой обстановке, прошли, по мнению США, хорошо и, можно сказать, «образцово». Афганистан, где стрельба раздается и днем и ночью... Там тоже все «соответствует» международным стандартам, хотя этой стране до стабильности еще, надо признать, далеко.

Н.Чергинец: Добавлю, что Буш, характеризуя выборы в этих странах, сказал, что они «достигли высокой степени демократии». А президент Латвии, где четверть населения страны (!) лишена права голоса, вдруг заявила о возможности военного пути решения «проблемы» в Беларуси. Но, поверьте, нам это не грозит. Есть организация ОДКБ, союзные отношения с Россией, которые предусматривают возможность отражения любой агрессии. В конце концов, и у нас самих армия достаточно сильная и оснащенная самым современным вооружением. Кроме того, у нас прекрасные отношения с Китаем, Индией и многими другими странами, которые отлично понимают, что Запад пытается всех поодиночке подчинить своей воле.

И я уверен, что рано или поздно мировому сообществу придется дать соответствующую оценку действиям против Беларуси — страны — соучредителя ООН. Беларусь самая миролюбивая страна. Покажите, кто еще в 4 раза сократил численность своих Вооруженных Сил, отказался без всяких условий от ракетно–ядерного оружия и вывел 81 баллистическую ракету со своей территории?

Что касается ОБСЕ и, в частности БДИПЧ, то напомню: главами СНГ более года назад подписано заявление, где говорится, что ОБСЕ взяла откровенный крен в сторону использования прав человека как повод для вмешательства в дела других государств.

«СБ»: Складывается впечатление, что политика двойных стандартов — это неотъемлемая часть современной дипломатии?

А.Шарапо: Видимо, да. С каких самых важных событий начинали свои сообщения западные СМИ? С событий на Октябрьской площади в Минске. А в Париже в это же время сотни тысяч людей вышли на улицу. Идет настоящая война с полицией, погромы, поджоги. Были три (!) попытки взять штурмом Сорбонну. Кстати, там на улицах бесчинства учиняли не студенты, а примкнувшие к ним охотники безнаказанно грабить и поджигать. Так вот это по западным стандартам объективности — нормально. А в Беларуси твердые меры по защите порядка – ненормально. Конец демократии...

Что касается заявлений США и их президента, мол, именно они «несут демократию другим регионам», то мир сегодня отчетливо видит, что это за «демократия», какими методами она насаждается и, более того, что именно эту «демократию по–американски» как раз–то и не приемлют народы. Я очень рад, что российские политики, российская политическая элита понимают это и поддерживают нашу страну и нашего Президента. На меня произвело большое впечатление выступление российского министра иностранных дел, где он открыто сказал о подстрекательской роли миссии ОБСЕ на выборах в Беларуси и заявил о необходимости реформирования этой организации.

Н.Чергинец: Абсолютно правильно. И нам надо занимать более жесткую позицию в этих вопросах. И по поводу двойных стандартов, которые превращаются в игнорирование всех норм и правил. Элементарный пример: в уставе НАТО записано о возможности применения силы только в случае вооруженной агрессии против НАТО или одной из стран, входящих в этот альянс. Югославия ни на кого не нападала. И Ирак тоже не нападал... Все больше людей понимают, что ОБСЕ не справляется со своей миссией обеспечения безопасности в Европе.

Приехал к нам руководитель Межпарламентской ассамблеи ОБСЕ. Американский конгрессмен, который голосовал за принятие т.н. Акта о Беларуси. Неужели он свое мнение здесь поменяет? Генеральный секретарь — тоже американец. Мы, кстати, лично знакомы. Так приехал к нам и глаза от меня прячет. Потому что какой бы безупречной ситуация у нас ни была, его заявление уже давно заготовлено и изменено не будет. Это аппарат, который просто изжил себя. И нам надо шаг за шагом (есть понятие «пошаговая дипломатия») предпринимать действия, чтобы вместе с другими странами поставить эту организацию на место. Тем более что ООН показала пример: разогнали комиссию по обеспечению прав человека. Влиятельную вроде бы организацию! Разогнали именно потому, что там действовали двойные стандарты. Что работали под диктовку американцев и это нельзя было дальше скрывать...

И.Вельджанов: Я был в составе международной миссии наблюдателем на четырех участках. В последний день, 19 марта, с 13.00 до 22.00 — до завершения подсчета голосов. Приходили китайские наблюдатели, были представитель БДИПЧ ОБСЕ Ута Цапф, посол США... Я спрашивал у них: уважаемые коллеги, какие у вас есть замечания по ходу выборов? Отвечают: все, мол, хорошо, все замечательно. А потом узнаю: они делают заявление, что выборы не отвечают международным стандартам. Интересно, что же это за такие эластичные стандарты? Было все хорошо, потом вдруг все стало плохо... Они под видом защиты прав человека пытаются лишить прав целые народы, государства. Навязать свое право.

А.Шарапо: Председатель Центризбиркома Лидия Ермошина рассказала о другом случае. Когда один из россиян — член группы наблюдателей ОБСЕ дал высокую оценку организации и ходу проведения процесса выборов. По итогам работы подготовил отчет. Сдал его. И что вы думаете — в ответ получает уведомление, что он выведен из состава наблюдателей ОБСЕ. За то, что объективно оценил ход избирательной кампании!

Н.Чергинец: Меня пригласили принять участие в комиссии от ОБСЕ на выборах президента США. Ни на один из участков до дня выборов нас не пустили. Представьте, если бы это было у нас? При этом нас постоянно спрашивали: чего вы, мол, сюда приехали? США — это самая демократическая страна в мире, и потому вам вообще здесь делать нечего. И проверять нечего. И не пустили. А там ведь в одном округе можно досрочно голосовать за неделю, в другом — за три месяца. Черт знает что творится по процедуре голосования: кто–то голосует по Интернету, кто–то — по телефону, кто–то — по почте, а кто–то — факсом... Во Флориде пропало 60 тысяч бюллетеней, потом нашлись, но уже «проголосованные». Кто и как голосовал, непонятно. Там нет никакой тайны голосования. Я привез фотографии, где толпящиеся у этой машины для голосования диктуют друг другу, на какую кому кнопку нажимать. Видел и снимки Буша и Керри, которые дети приносили домой с запиской от директора школы: «Прошу проголосовать за Буша».

У нас четыре претендента баллотировались, все об этом знали. В США во время последней избирательной кампании было три претендента. Правда, об этом мало кто знал. В списках третий кандидат был, а вот в СМИ наглядной агитации практически не было. Вот и говори потом о равных возможностях для всех кандидатов. И стоило мне об этом написать в справке ОБСЕ, да еще приложить обращение ко мне от имени жителей Вашингтона и округа Колумбия — это почти 700 тысяч избирателей — с просьбой повлиять на руководство США, чтобы им разрешили принять участие в выборах, как мне, члену белорусской делегации на Генеральную Ассамблею ООН, перед визитом отказали в визе. Мол, он плохо себя вел на выборах.

США нарушили не только все конвенции и международные обязательства, но и договор США с ООН, где говорится, что страна местопребывания ООН не имеет права препятствовать въезду даже гражданину той страны, которая находится в состоянии войны, если он едет в составе делегации.

«СБ»: Кстати, о конвенциях. Международное право как–то регламентирует поведение политика, дипломата на территории чужого государства?

А.Щукин: Достаточно лаконично, но предельно ясно. В Венской конвенции о дипломатических сношениях в статье 41 говорится: «Все лица, пользующиеся такими привилегиями и иммунитетами, обязаны уважать законы и установления государства пребывания. Они также обязаны не вмешиваться во внутренние дела этого государства».

«СБ»: Тогда как рассматривать присутствие на несанкционированном митинге в Минске некоторых послов стран Евросоюза?

И.Вельджанов: Создается впечатление, что представители ряда государств в Беларуси просто не знают Венской конвенции. Похоже, эти люди просто выполняют определенный заказ. Иначе как можно расценить то, что они вышли на несанкционированный митинг, позировали перед телекамерами... Мне кажется, те государства, которые представляют эти послы, должны для себя сделать вывод по поводу этих господ, дать их поведению соответствующую оценку. Потому что Венская конвенция направлена только на установление самых доброжелательных отношений между странами, равноправных и взаимовыгодных отношений. Послы, да и вообще любые дипломаты должны работать только на сближение, на сотрудничество, на дружбу.

Иногда мои коллеги упрекают меня, что я действую в интересах Беларуси. Да, я работаю на Туркменистан и на Беларусь. Только тогда две страны могут сотрудничать между собой, когда их дипломаты работают не друг против друга, а находят общее и взаимовыгодное. Если дипломат действует иначе, ему нечего делать в этой стране.

Н.Чергинец: Им мало было прийти на площадь и просто посмотреть. Они пошли в толпу, поднялись на ступеньки — смотрите, мол, господа оппозиционеры, мы с вами. К ним стали тут же подходить представители прессы с вопросами. Один из послов сказал: «Не мешайте мне работать». Вот так. Вдумайтесь, он пришел на несанкционированный митинг работать! Помогать совершать переворот в стране? А другой отвечает: мол, не мешайте мне гулять по площади. Без комментариев, как говорится. Так поступают, видимо, только те, перед кем стоят задачи несколько иные, чем поддержание сотрудничества. Поэтому и создается впечатление, что они дилетанты в дипломатии. Но самое главное, я не только случай на площади имею в виду, а вообще политику давления на Беларусь, то, как бесцеремонно они ведут себя по отношению к нашей стране и ее народу.

И другой вопрос. Представим себе, что какой–нибудь одурманенный подросток (а такие, судя по найденным позднее на площади шприцам, там были) избил бы этого посла. Интересно, где бы тогда дипломат искал защиту? У тех, кому пришел помогать нарушать общественный порядок?

И.Вельджанов: За безопасность дипломатов отвечает страна пребывания. Согласно установленному порядку, дипломаты должны были поставить в известность МИД о том, что они намерены посетить мероприятие в определенное время. В этом случае МИД принял бы соответствующие шаги по обеспечению их безопасности. Иначе мог случиться серьезный международный скандал. Я считаю, мои коллеги поступили неправильно. Они вышли в своих действиях за рамки поведения, установленного нормами и правилами международной конвенции. В США, например, пусть посол только попробует без ноты просто поехать в другой город... А здесь они ведут себя по принципу: что хочу, то и ворочу.

«СБ»: Говорят, свобода одного
заканчивается там, где начинается свобода другого. Готово ли сегодня мировое сообщество не только признать, но и обеспечить право каждого государства на политическую самостоятельность?

И.Вельджанов: Никуда они не денутся, признают и легитимность выборов, и легитимность власти. Поскольку здесь диктатором является народ. Никто не посмеет повелевать и заставлять народ жить по чужой указке.

Н.Чергинец: Есть у нас хорошая пого
ворка: «Не учите нас жить, а мы не будем вас учить, куда вам надо пойти». Я думаю, что граждане западных стран скоро разберутся, куда их ведут политики. В той же Польше, занимающей активную агрессивную и оскорбительную политику в отношении Беларуси, все больше звучат голоса: «Панове, почему вы, политики, тратите деньги на подрыв порядка в Беларуси, если у них там порядка больше, чем у нас?» И те же прибалты спросят, почему они должны нести экономические убытки от применения санкций против Беларуси. Ведь треть литовского бюджета формирует, если так можно сказать, Беларусь. Признаки отрезвления уже начинают постепенно появляться и в США. Недаром Буш имеет сегодня менее 30 процентов поддержки.

А.Шарапо: Нам надо терпеливо, без всякого крика и шума, используя все нормы и правила политического этикета и дипломатического протокола, разъяснять свою позицию по всем линиям — и по линии президентской власти, и по линии правительства, и по линии народной дипломатии. Это уже дает свои плоды. Когда Евросоюз в очередной раз попытался навязать нам какие–то экономические санкции, то многие страны открыто выступили против, заявив о необходимости установления нормальных, опять же исходя из норм международного права, отношений с нашей страной. Мы — страна в центре Европы, со своей идеологией, национальными традициями, историческими реалиями, и никому не дано права диктовать свою волю государству, которое исключительно взвешенно и четко соблюдает все нюансы международного права. Нас не надо учить тому, что мы отлично знаем и претворяем в жизнь. Я думаю, очень скоро наступит такое время, когда политические спекуляции перестанут препятствовать нам развивать добрососедские отношения, в том числе и со странами Евросоюза, и в политике, и в экономике.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter