Каких изменений ждать российским школьникам, студентам и родителям детсадовцев в 2017 году

Большая перемена

Готовиться к выпускным экзаменам придется усерднее, ведь вызубрить тесты уже не получится – их убрали почти из всех предметов
Анастасия ОСИПОВА/kpmedia.ru

УЙТИ ОТ «УГАДАЙКИ»

Который год не утихают споры вокруг ЕГЭ. Кто-то хочет его отменить и вернуть выпускные и вступительные экзамены, кто-то, наоборот, – дополнить проверку новыми предметами и заданиями. Практически каждый год единый госэкзамен так или иначе меняется, и этот не станет исключением.

ЕГЭ все больше отдаляется от системы тестов. «Угадайки» уберут из заданий по химии, биологии и физике, останутся они только в экзамене по иностранному языку. Который, кстати, вскоре должен стать обязательным, но пока не для выпускников 2017 года.

Изменения ждут и ГИА, который сдают девятиклассники. Им предстоит устная часть экзамена по русскому языку. В одних регионах школьник будет общаться с компьютером, в других – непосредственно с учителями.

Вообще школьникам скучать не придется. Их ждут всероссийские проверочные работы. Выпускникам, например, нужно будет продемонстрировать свои знания по пяти предметам, в числе которых есть и география. Впрочем, очередной контрольной все-таки можно избежать: участвовать в проверке или нет, будут решать в каждой конкретной школе. А вот от чего отвертеться не получится, так это от НИКО – национального исследования оценки качества образования. В рамках проекта 6-й и 8-й классы напишут контрольные по ОБЖ, десятиклассники – по химии.

Несмотря на постоянные разговоры о загруженности детей, Министерство образования нашло один час в недельном расписании для астрономии. Ведомство уже выпустило проект приказа по доработке Федеральных государственных образовательных стандартов, по которому этот предмет в учебном году 2017/18 станет базовым. Ради планет и звезд пожертвуют вторым иностранным языком.

ОТ СЕССИИ ДО СЕССИИ

Любой студент знает, что на стипендию не проживешь. Но это не мешает им ждать ее каждый месяц и стараться достойно сдать экзамены. В этом году случится долгожданная прибавка – выплаты вырастут на 5,9 процента. Пока минимальные стипендии в университетах и институтах составляют 1340 российских рублей, для аспирантов – 2637, а в колледжах и техникумах – 487 российских рублей. Разумеется, отличникам за успехи в учебе доплачивают побольше.

В вузах есть еще и социальные стипендии, только вот получить их с 1 января стало сложнее. Теперь подать заявление в деканат могут только те, кто уже получает помощь от государства: инвалиды, дети из малообеспеченных семей. Специальные выплаты им назначают сроком на год.

Продолжится и создание сети так называемых опорных вузов во всех регионах страны. Вузы готовят программы развития на пятилетку, а федеральные чиновники оценивают документ. Работать опорные вузы должны прежде всего на экономику региона, готовить специалистов, которые будут востребованы на малой родине, а не отправятся на заработки в Москву на следующий день после получения диплома. Такие университеты и институты ждет серьезная государственная поддержка – от 100 до 159 миллионов рублей.

По оценкам экспертов, через три года вузов в стране станет меньше на 15–20 процентов. При этом, как обещают чиновники, число бюджетных мест сокращаться не будет.

МАТЕРИНСКАЯ ПЛАТА

Почти во всех регионах страны 2017 год принес молодым родителям дополнительные траты. И дело не только в новых игрушках и штанах, из которых малыши вырастают за месяц-другой. Детские сады повышают расценки.

В соцсетях жалуются на рост цен практически из всех уголков страны. В Уфе, например, за один день нахождения малыша в детском саду теперь приходится отдавать 126 российских рублей вместо 115 в прошлом году. С жителей Ульяновска стали просить 120 целковых, а не 111, как раньше. Владимирцам нужно раскошеливаться на 135 российских рублей за день.

В каждом субъекте Федерации расценки устанавливают самостоятельно, но почти везде у чиновников логика одинаковая: раз все вокруг дорожает, то и детский сад не должен быть исключением. Главным «локомотивом» тут выступают продукты. По данным Росстата за декабрь 2016-го, они прибавили в цене на пять процентов за 12 месяцев.

При этом Министерство труда России заявило, что пока в федеральном бюджете денег на повышение зарплат воспитателям нет.

Изучать или не изучать


В России обсуждают возможность введения основ православия в школьную программу.

В какой-то степени религию изучают и сейчас. У четвероклассников есть уроки «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ), причем родители вправе выбирать, будет ли их ребенок штудировать светскую этику, православие, ислам, буддизм или иудаизм. А с 1 сентября 2015 года в школах появились «Основы духовно-нравственной культуры народов России» для пятых классов. Здесь вариантов меньше: «Основы православия» или курс «Истоки». Да и в последнем родители обнаружили упоминания чудотворных икон, ангелов-хранителей и нечистой силы.

В том же 2015-м Патриарх Московский и всея Руси Кирилл выступил за распространение курса ОРКСЭ на все время обучения в школе. Был даже разработан учебный курс «Православная культура», по которому выпускник девятого класса должен будет знать названия семи Вселенских соборов и различать виды церковных звонов и колоколов.

Но соответствующее решение так и не было принято.

В ряде регионов этот предмет преподается, действует в качестве регионального компонента, в федеральном компоненте этого нет. «Я думаю, в любом случае выбор, изучать или не изучать православную культуру, должен быть за родителями, учениками», – сказал председатель комитета Госдумы по образованию и науке Вячеслав Никонов.

КСТАТИ

Отсрочку предоставили всем учащимся профучилищ

С 1 января отсрочку от службы получили все студенты техникумов и колледжей. Раньше, чтобы не прерывать образование, нужно было быть младше двадцати лет. То есть если парень шел в училище после 11-го класса, отсрочка была ему не положена, даже если он уже про-учился два-три года. Теперь вступил в силу закон, который исправляет эту коллизию.

КОМПЕТЕНТНОЕ МНЕНИЕ

Борис Чернышов, заместитель председателя Комитета Госдумы России по образованию и науке, член Комиссии Парламентского Собрания по социальной политике, науке, культуре и гуманитарным вопросам:


– Считаю, система ЕГЭ себя отчасти изжила. Потому что она, можно сказать, уничтожает идею общего образования. Молодой человек до 10-го класса изучает все предметы, а потом ему говорят: «Выбирай три-четыре и готовься к ЕГЭ». И вместо полноценного развития он сосредотачивается на этих дисциплинах. В таких условиях уже не получится увидеть полную картину мира, уже нельзя будет полноценно воспитать в школьнике личность. Кроме того, нам нужны единые учебники по всем предметам. Сейчас для старших классов Министерство образования рекомендует почти тысячу пособий! Конечно, их нужно сокращать. А вместо того чтобы вводить в школьную программу новые предметы, я бы, наоборот, сократил количество обязательных дисциплин до минимума, а все остальные предложил бы сделать факультативными. Таким образом, ребенок и его родители смогут собирать для школьника индивидуальную программу, которая подходила бы именно этому ребенку, с его интересами, талантами и способностями.

Интервью с Борисом Чернышовым о новшествах, необходимых российскому образованию, и о том, легко ли быть одним из самых молодых депутатов в Госдуме, читайте в следующем номере «СВ».

Дмитрий Козуров

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter