Большая перемена. Письмо в редакцию

"Почему у нас в стране тому, кто не хочет учиться, создают все условия, а тот, кто хочет, сидит в обшарпанном классе? Я живу рядом с вечерней школой N 19 Минска.
"Почему у нас в стране тому, кто не хочет учиться, создают все условия, а тот, кто хочет, сидит в обшарпанном классе? Я живу рядом с вечерней школой N 19 Минска. Видели бы, что это за здание! Со стеклопакетами, с паркетами, с огромными классами, даже горшки для цветов у них одинаковые. Все блестит-сверкает. А рядом средняя школа, где учится моя внучка и где капитальный ремонт, похоже, не делался с доисторических времен, у родителей просят деньги на обои и краску. Вот иной раз и думаю: зачем государству содержать такие образцово-показательные вечерние школы? В свое время я сама закончила "вечерку", тогда это называлось школой рабочей молодежи, и прекрасно помню, в каких скромных помещениях они ютились - при заводах, воинских частях, какие люди туда шли - рабочие, которых жизнь заставила бросить учебу и которые утром работали, а вечером догоняли сверстников. Сейчас, насколько я вижу, контингент сильно поменялся - в основном это детки, которых выгнали после 9-го класса, из неблагополучных семей, им даже справка с места работы не нужна, как раньше. Такие школьники, я считаю, должны, образно выражаясь, учиться и на газетной бумаге, раз не захотели заканчивать обычную школу. Почему же тогда им делаются поблажки? Вот у нас часто пишут, что у государства денег нет, зачем же тогда столько вбухивать в "вечерку", словно в гимназию? Не примите мое письмо за ворчание пожилого человека. Просто, когда вижу, как ученики подъезжают к вечерней школе на такси, а новенький класс стоит полупустым, у меня сердце кровью обливается.

Мария Тихоновна, пенсионерка, Минск".

Комментарий "СБ": Права наша читательница. Современные вечерние школы уже не те, что мы знаем по фильмам "Весна на Заречной улице" и "Большая перемена". Со временем романтики стало меньше, а трудностей больше. В советские времена количество "вечерок" исчислялось тысячами, их учащихся - миллионами. С тех пор, как сообщили корреспонденту "СБ" в комитете по образованию и делам молодежи Мингорисполкома, многие "вечерки" пришлось закрыть, думали даже менять нумерацию, настолько непоследовательной она стала. Поначалу резкий спад был связан с уменьшением спроса на такую форму обучения, затем - с нехваткой финансирования. Сегодня не каждый столичный район имеет в своем распоряжении отдельное здание для вечерней школы: в Московском, Советском и Центральном, к примеру, существуют лишь вечерние классы на базе обычных средних школ. Поэтому где-то нет и сотни учащихся, где-то - их более 500. Как правило, учатся в "вечерке" 10 - 12-классники, но в качестве эксперимента начали принимать и 9-классников. Есть в Минске две спецшколы вечернего типа - для детей с ослабленным слухом и тех, кто попал в места лишения свободы (как показывает практика, среди бывших заключенных, имеющих образование, рецидивистов значительно меньше). Вообще, руководители всех вечерних школ отдают себе отчет в том, что часто имеют дело с "особым контингентом": так называемой "группой риска", "детьми, страдающими школьной дезадаптацией", "педагогически запущенными", действительно, не слишком стремящимися работать (главным образом потому, что найти "денежную", "престижную" работу, о которой мечтает современная молодежь, мягко говоря, непросто). Исключение составляет весьма незначительная по численности группа старшеклассников, нацеленных на поступление в вузы (более щадящая программа вечерних школ дает им возможность посещать подготовительные курсы), и те, кто, как в старые добрые времена, материально поддерживает семью. Случаи, когда "вечерку" заканчивают на "отлично", пока единичны.

Что же касается столичной 19-й вечерней школы, то в Мингорисполкоме не видят ничего крамольного ни в стеклопакетах, ни в паркете: "Замечательно, что есть такие корпуса. Надо же стремиться к лучшему". Вот только повезет ли другим "вечеркам" с интерьером-экстерьером, и вообще, будет ли расширяться их сеть - ответить затруднились: "Хорошо, что сохраняем пока то, что есть"...

Речь, конечно же, не о том, чтобы отнять у одних и отдать другим, чтобы низвести "вечерку" до уровня классов в обычной школе, а о том, чтобы посмотреть на нее в контексте новых реалий и определиться, какой она будет в будущем. В России, например, раздаются голоса, что для вечерних школ необходимо разрабатывать особые программы, а в классе должно обучаться не более 15 человек, слишком уж пестрый и разношерстный там контингент учащихся. Другим, наоборот, эти новации кажутся непозволительной роскошью. Стороны сходятся в одном: вечерняя школа будет востребована до тех пор, пока в обществе нет стабильности, а демографическая ситуация оставляет желать лучшего.

Людмила ГАБАСОВА, "СБ".
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter