38-я международная торговая выставка IITF 2014 индийских изделий ручного ремесла завершилась в Нью-Дели. Это крупнейшая ярмарка товаров народного потребления на индийском субконтиненте.
Фестиваль, как убедилась корреспондент «СГ» во время своего там пребывания, ориентирован в основном на бизнес. Ярмарка разместилась на 190 тысячах квадратных метров просторного павильона. В ней участвовало более 2750 индийских экспонентов, отобранных со всех концов страны. Это деловые люди, которые представляют крупную иностранную торговлю и ищут здесь рынки сбыта. В числе участников — и прямые импортеры, представители универсальных и сетевых магазинов, оптовые торговцы, поставщики заказов, агенты, наконец, журналисты из специализированных изданий и ежедневных газет. Бесспорно, желанные гости фестиваля и крупные закупщики, представители местных сетей розничной торговли. Индийские производители и экспортеры товаров ручной работы приезжают из всех уголков страны, чтобы представить свою продукцию на этом фестивале.
В дни выставки двери огромного экспоцентра в Нойде (40 км от Нью-Дели) были открыты для всех, у кого есть желание попасть в мир эксклюзивных индийских изделий ручной работы из всех регионов страны. Разнообразие экспонатов действительно впечатляло. В том, что каждый купец смог найти свой товар, сомневаться не приходилось. Направо пойдешь — предметы для любого интерьера найдешь, налево пойдешь — в царство одежды и украшений попадешь. А прямо пойдешь — в Рождество попадешь. На площадках павильона также были представлены новые модели одежды, которые создает индийский Дом моделей и которые скоро появятся на европейском рынке.
На выставке-ярмарке можно было встретить предпринимателей из разных стран. Кто-то приезжает с целью приобретения товаров превосходного качества по доступной цене и налаживания перспективного бизнес-сотрудничества. Кто-то, как мой знакомый из Голландии, исполнительный директор одной из частных фирм Эджен де Боер — заключать договоры на поставку рождественских сувениров: «На своем веб-сайте продаю индийские товары, которые пользуются большим спросом у европейских покупателей. Здесь найдешь сувениры и подарки на любой вкус и цвет. Самое главное, что все — от вышитого ковра до фигурки слона — ручная работа, причем самого высокого уровня. Вот и рождественские украшения, которые скоро расцветят предпраздничную Европу, создаются здесь, в Индии, на маленьких частных предприятиях…»
Интересно было узнать, что каждый год в Индии строятся не только новые крупные промышленные предприятия, но и возрождаются древние кустарные промыслы. В стране много искусных ткачей, вышивальщиков, резчиков по камню и слоновой кости, ювелиров, гончаров. От дедов и отцов унаследовали они свое высокое мастерство. Нельзя не удивиться тонкости изделий индийских ремесленников! К примеру, шелковое женское покрывало, сари — оно настолько воздушно, что его можно пропустить через обручальное кольцо.
Из кусочка слоновой кости величиной с горошину резчик делает фигурку слона: под лупой видны крохотные уши, бивни, даже пальцы на ногах. И вот сейчас старинные кустарные промыслы получили новую возможность для своего развития. В Индии большой популярностью пользуется роспись хной. Цены на это красящее вещество в стране невысокие, а большинство этого продукта идет на экспорт.
Изысканные узоры, заманчивые цвета, бесподобное мастерство и утонченное изящество — отличительные черты индийского народного ремесла, позволившие выйти ему на международный рынок. Эта отрасль сельской и кустарной промышленности обеспечивает заработок сотням тысяч людей из бедных слоев общества. Хорошие дивиденды на фоне сравнительно небольших финансовых затрат, создание рабочих мест и содействие занятости населения — основные факторы, благодаря которым эта отрасль приобрела важное значение для экономики страны. Центральное правительство и правительства штатов делают немало, чтобы обеспечить высокий уровень развития именно ремесленной промышленности.
Мои знания об индийских ремеслах были до этого весьма скромны. В основном информацию я получала на специализированных выставках в Беларуси, которые обычно презентуют покупателям текстиль, декор и специи. Но здесь ассортимент товаров был куда более впечатляющим, причем в каждом сегменте предлагалось удивительное разнообразие. В нашей стране распространены льняные ткани, а Индия известна своей способностью качественной обработки из хлопчатобумажных материалов и изделий. Отличительная особенность продукции здесь в том, что она практична и качественна, проста в использовании. Модели, представленные на выставке, будут вполне соответствовать стилю людей в моей стране тоже.
К сожалению, белорусский бизнес интересуется сотрудничеством с индийскими партнерами не слишком интенсивно. Между тем, убеждена, нашим покупателям натуральные, красивые, качественные и сравнительно недорогие товары из Индии, несомненно, пришлись бы по душе… К слову, индийский предприниматель Марди имеет фабрику в Джайпуре, на которой изготавливают известные кашмирские шарфы (кстати, их закупочная стоимость 6$), готов идти на контакт и сотрудничать с нашими предпринимателями. Другой бизнесмен из Джорхата на рынке уже 22 года, поставляет свою продукцию в страны Европы, но рад иметь деловые отношения и с нашей страной.
Организаторы мероприятия — совет по продвижению экспорта ручных изделий Индии и министерство текстиля правительства Индии. Главная цель ремесленников, кроме демонстрации своих умений, — это поиск иностранных партнеров с тем, чтобы наладить взаимовыгодное сотрудничество, которое, в свою очередь, должно способствовать продвижению индийских изделий ручной работы на мировом рынке.
Лариса ЖИЛУДЬКО, «СГ»
Фото автора