Аналитик: основной задачей для Беларуси является обеспечение многовекторности внешнеэкономических связей

«Большая игра в Азии 2.0» Актуальные тренды

В условиях нарастающего системного кризиса в отношениях с Западом фокус мировой политики и экономики продолжает смещаться в Азию, что делает развитие связей с этим регионом стратегическим вектором внешней политики Беларуси и России.

коллаж любови царюк

МТК «Север — Юг» как логистический байпас

В условиях «закрытой» Европы спустя 20 лет международный транспортный коридор (МТК) «Север — Юг» становится основным шлюзом для товарообмена между Россией и дружественными странами, в том числе в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР).

Крупнейшими хабами для экспорта-импорта грузов через Иран в рамках МТК «Север — Юг» являются астраханские порты на Волге, Каме и Каспии (программа «Великий Волжский путь»). Обсуждается создание единого госоператора с единой тарифной ставкой на транспортировку товаров по всему маршруту. Пользуясь его услугами, приволжские регионы смогут продвигать свою продукцию на рынки стран Центральной и Юго-Восточной Азии. Таким оператором может стать управляющая компания ОЭЗ «Лотос».

Иран нужен России в рамках МТК «Север — Юг» ввиду его транзитной связи с Индией. В свою очередь, иранцы, предлагая маршрут в Центральную Азию, помогают Индии обойти территорию Пакистана.

Иран, Азербайджан и Россия, помимо взаимного упрощения таможенных процедур, намерены подписать меморандум о строительстве железной дороги Решт — Астара (недостающее звено МТК «Север — Юг») на основе совместных инвестиций. Кроме того, Россия и Иран будут вместе строить суда для Каспийского моря.

В 2016 году иранская компания Nasim Bahr Kish купила порт Солянка в Астраханской области. Еще одна компания Raha Azin Safhe пыталась войти в порт Оля.

О намерении примкнуть к МТК «Север — Юг» заявила Туркмения. В ближайшее время намечается ряд визитов делегаций Российской Федерации.

Близок к завершению первый этап реконструкции автомобильного погранперехода «Яраг — Казмаляр» в Дагестане, одного из основных пунктов пропуска на маршруте МТК «Север — Юг». В коридор встраивается АО «Махачкалинский морской порт», где возобновлена перевалка контейнеров и расширен ассортимент обрабатываемых грузов.

Помимо МТК «Север — Юг», приоритетным заявлено развитие также Азово-Черноморского и Восточного транспортно-логистических коридоров. По каждому из них разработаны проекты дорожных карт.

И еще немного про Иран

Несмотря на все сложности, менее чем за полгода Тегеран и Москва существенно укрепили торговые, энергетические, транспортные и финансовые связи, а также нарастили динамику военно-технического сотрудничества, что минимизирует западные санкции. За январь — июль взаимный товарооборот составил 2,7 миллиарда долларов (плюс 42,5 процента).

Помимо активного развития МТК «Север — Юг», иранская сторона договорилась с Россией о разработке семи нефтегазовых месторождений. В стадии переговоров 14 других аналогичных объектов.

В ближайшее время в Иране ожидается подключение российской системы «Мир».

В ходе переговоров Сергея Лаврова с главой МИД Ирана Хосейном Абдоллахияном в рамках его визита в Москву (31 августа) заявлено о финализации всеобъемлющего межгосударственного договора, а также полноформатного соглашения о свободной торговле с ЕАЭС.

Индия: спокойное достоинство

Индия — одна из важнейших стран для российского и белорусского бизнеса, ищущего выходы на новые азиатские рынки. По прогнозам британского банковского конгломерата HSBC Holdings Plc, к 2030 году в Индии может проживать более 6 миллионов миллионеров, что составляет 1 процент взрослого населения страны (в Китае — около 50 миллионов).

Примечательным событием августа стал двухдневный (неанонсированный заранее) визит в Москву Аджита Довала, советника по национальной безопасности Индии, который за закрытыми дверьми встретился с главой Совбеза Николаем Патрушевым и вице-премьером Денисом Мантуровым, что определило его повестку.

Только продажи российской нефти в Индию с февраля выросли в 50 раз, на долю России приходится 10 процентов индийского нефтяного импорта. Хотя ведущие трейдеры и банки недавно разорвали отношения с индийским НПЗ Nayara Energy (49 процентов принадлежит «Роснефти»).

Индийская армия почти на 60 процентов зависима от российских вооружений. Индия — одна из немногих стран, с которой Россия создает сверхзвуковые ракеты BrahMos, закупила системы С-400 «Триумф», которые поставлены уже на боевое дежурство, а также строит завод по выпуску автоматов Калашникова модели AK-203.

Вскоре в Индии могут начать принимать карты «Мир», а в России — карты индийской платежной системы RuPay. Идут переговоры о расширении использования нацвалют в двусторонней торговле. Страны работают над взаимодействием Национальной платежной корпорации Индии (UPI) и системы быстрых платежей (FPS) Банка России. Обсуждается создание новой резервной валюты в рамках БРИКС.

Китай: амбициозный прагматизм

Пекин видит, что реализация его амбиций стать к 2049 году глобальной державой и играть ключевую роль в реформировании международного порядка зависит от реакции стран за пределами коллективного Запада на его растущее стратегическое влияние и соперничество с США. Большинство из них не хотят выбирать между Пекином и Вашингтоном, предпочитая прагматично балансировать в контексте своих национальных интересов.

Показательны последние данные по инвестиционной активности: за 1-е полугодие вложения европейцев в экономику КНР выросли на 15 процентов. Свое производство расширяет BMW, Audi строит новый завод, а Airbus получил контракт от китайских авиакомпаний на 37 миллиардов долларов.

Китай сместил США с позиции главного торгового партнера Европы и имеет большой положительный баланс в торговле с европейцами. Важным ресурсом Пекина при продвижении своей повестки в мире являются иностранные бизнес-послы.

Больше половины рынка мировой электронной коммерции (50,2 процента) приходится на Китай. За последние десять лет количество пользователей онлайн-платежей в Поднебесной выросло в 5,4 раза — до 904 миллионов (62,7 процента населения). При этом глобальный рынок электронной коммерции растет в среднем на 9,2 процента, а четыре из пяти стран по темпам его прироста находятся в Азии: Филиппины (плюс 25,9 процента), Индия (плюс 25,5 процента), Индонезия (плюс 23 процента), Вьетнам (плюс 19 процентов). Это еще одна причина того, почему при экспорте в Азию следует ориентироваться на онлайн-продажи.

В августе юань впервые обошел доллар по объему торгов на Московской бирже.

СМИ сообщают об открытии нового грузового железнодорожного маршрута из Восточного Китая в Центральную Азию, по которому отправился первый товарный состав из города Уси (провинция Цзянсу) через морской порт Ляньюньган в Казахстан, а далее — в Узбекистан. Продолжается разработка технико-экономического обоснования железной дороги Китай — Кыргызстан — Узбекистан.

Другой новый маршрут призван обеспечить доставку грузов за 12 дней из города Гуанъюань (провинция Сычуань) до Санкт-Петербурга (через Синьцзян и Казахстан). Фишка в интегрированном методе таможенного оформления. По оценкам экспертов, по сравнению с традиционными маршрутами время следования в пути сократится на 20 дней, а затраты на логистику — на 10—15 процентов.

Согласно данным китайской государственной железнодорожной компании China State Railway Group, железнодорожным сообщением с Китаем затронуты 196 городов в 24 странах Европы, в общей сложности функционируют 82 маршрута. По состоянию на конец июля более 57 тысяч поездов перевезли 5,3 миллиона TEU-грузов с коэффициентом загрузки контейнеров 98,3 процента, а общая сумма перевезенных товаров составила почти 300 миллиардов долларов.

После нескольких месяцев переговоров одобрен первый китайско-афганский инфраструктурный проект по строительству промышленной зоны стоимостью 216 миллионов долларов на окраине Кабула, в рамках которого будет возведено до 150 заводов. Пекин также заявил, что 98 процентов афганского экспорта в Китай освободят от импортных пошлин с этого месяца.

Пока Вашингтон ужесточает экспортный контроль и пытается лишить Пекин доступа к передовым технологиям, Китай методично переманивает талантливых разработчиков и инженеров со всего мира. Так, Huawei объявила о наборе одаренной молодежи, предлагая космические зарплаты (за два года на работу принято 300 вундеркиндов).

За последнее десятилетие десятки тысяч высококлассных ученых обосновались в крупнейших городах Китая (Пекин, Шанхай и Шэньчжэнь), помогая обратить вспять многолетнюю утечку мозгов. С 2012 по 2021 год их число выросло на 350 процентов. С 2013-го более 80 процентов китайских студентов, обучавшихся за рубежом, предпочитают возвращаться домой.

Россия: не было бы счастья…

На фоне продолжающейся на Западе компании «отмены» России на Дальнем Востоке наблюдается логистический бум. За последние три месяца количество контейнеров с импортными товарами, переваливаемых во Владивостокском торговом порту, выросло в 1,5 раза — до 28 тысяч TEU в месяц. На рынке услуг вместо ушедших западных «гигантов» появились компании из стран АТР — HEUNG-A LINE, SITC, GFL, Reel Shipping, Zhonggu Shipping Group, OVR Shipping Co и другие.

Однако такая ситуация говорит не только об активной внешней торговле в условиях санкций, но и хронической недоразвитости и неготовности дальневосточных портов и дорожной инфраструктуры переваливать возросшее число азиатских грузов. Во Владивостоке появилось несколько небольших терминалов, но остальная инфраструктура — это советское наследие.

Российская добыча нефти восстановилась до уровня октября 2021 года и демонстрирует высокую устойчивость к санкциям. Покупатели из Азии и Средиземноморского региона в основном замещают клиентов из Северной Европы. Продолжающиеся попытки США ограничить цены на российскую нефть на мировом рынке разбиваются о непреклонную позицию таких покупателей, как Индонезия, Китай и Индия.

При этом агентство Bloomberg отмечает рекордный рост поставок дизтоплива из Азии в Европу из-за высоких цен на европейских хабах, а также переизбытка предложения в Азии. На фоне динамики цен на газ европейская промышленность вынуждена переходить на нефть и нефтепродукты. Эксперты полагают, что поступающее дизтопливо имеет российское происхождение с учетом динамики поставок в Азию, где достаточно нефтеперерабатывающих мощностей.

Сохранение высоких цен на энергоносители в ЕС неизбежно приведет к массовой релокации европейских промышленников в Азию, что дополнительно подстегнет экономическое развитие этого региона.

Сообщается, что «Газпром» начинает проектирование нового газопровода в Китай с Дальнего Востока.

Россия продвигает свою систему передачи финансовых сообщений в ШОС, предлагая странам блока присоединиться к ней для увеличения объемов взаиморасчетов в нацвалютах. К слову, четверть оборота между Россией и КНР уже осуществляется в рублях и юанях.

В Чите запущен Забайкальский зерновой терминал, который открывает для России окно экспорта зерна в Центральную Азию, на Ближний Восток и в Китай. Терминал является первым и ключевым элементом инвестиционного проекта «Новый сухопутный зерновой коридор Россия — Китай», позволяющим снять инфраструктурные ограничения для перевалки зерна на Дальнем Востоке, снизить затраты на логистику зерна.

Событие органично вписывается в процесс по снятию ограничений в торговле агропродукцией между Россией и КНР и является тревожным сигналом для Запада, для которого шансы лишиться российского зерна становятся все реальнее. После запуска объекта оно сможет конкурировать с продукцией из США и Канады на китайском рынке.

Китай, Япония, Сингапур и Турция наращивают импорт российских пиломатериалов. Скорее всего, заработает обратный импорт, то есть российские пиломатериалы отправятся в Европу, но уже через Китай (по аналогии с дизтопливом).

Ожидается выход на российский рынок ретейлеров из Китая, Турции и Ирана в сфере одежды, обуви и товаров для дома. При этом именно Турция становится одним из главных каналов для экспорта санкционных товаров из России в третьи страны (как минимум нефти и золота). В июле импорт нефти вырос на 95,7 процента — с 4 до 7,7 миллиарда, а импорт золота и драгоценных металлов на 600 процентов — до 2 миллиардов. При этом вырос и турецкий экспорт нефти и нефтепродуктов до 1,69 миллиарда (плюс 169 процентов).

Контейнерным способом подсанкционные грузы приходят из Европы через Турцию в Россию.

Турецкие СМИ (Yeni Safak) пишут, что покинувшие российский рынок американские компании также ищут способ торговать с Россией через Турцию. Так, Reebok продал российский розничный бизнес турецкой FLO Retailing, которая и будет реализовывать продукцию в Россию. Сообщается, что ЦРУ угрожало турецким бизнесменам в связи с их торговлей с Россией: спецслужба якобы запрашивала турецких коллег о контрактах по продаже недвижимости россиянам.

ЕАЭС в мейнстриме

Центростремительные процессы в ЕАЭС с вовлечением в них Турции, Ирана, Индии, стран Персидского залива гармонично дополняют общую динамику в АТР и стимулируют формирование в Большой Евразии целостного макрорегиона.

В таком контексте показательна повестка состоявшегося недавно в Кыргызстане Евразийского межправсовета, по итогам которого подписан перечень инфраструктурных проектов в сфере транспорта и логистики, обеспечивающих полноценную транспортную связанность. Для Беларуси — это реконструкция автодорог М-1 и М-10. Они будут сопряжены с евразийскими транспортными коридорами в направлении Южной Азии и Китая.

В числе наиболее важных и актуальных в ЕАЭС задач также обозначены вопросы создания специализированного института для финансирования совместных кооперационных проектов, направленных на импортозамещение и обеспечение технологического суверенитета.

Беларусь: невозможное возможно

Представляя нового главу Управделами Президента Юрия Назарова, Александр Лукашенко четко указал на необходимость поиска рынков в Южноазиатском регионе и других направлениях. Причем не просто в режиме «сидеть и ждать», а «самим ехать и предлагать». Таким образом, дана установка именно на проактивный подход.

Безусловно, такой подход должен дополняться другими инструментами. Хороший пример — договоренность о сотрудничестве в сфере электронной торговли между филиалом Института БРИКС по изучению сетей будущего в китайском Шэньчжэне и Белорусской универсальной товарной биржей (БУТБ). Кстати, на биржевой площадке импортозамещения уже работают около 300 компаний из стран Центральной Азии и Дальнего Востока.

К слову, Дальний Восток постепенно превращается не просто в ворота России в Азию. По мнению экспертов клуба «Валдай», он имеет потенциал стать своеобразным интерфейсом коммуникации с Азией, где будут тестироваться практики и навыки взаимодействия с партнерами в многополярном мире. В этой связи не случайно учреждение в России медали «За развитие Сибири и Дальнего Востока».

Глава Минвостокразвития РФ Алексей Чекунков полагает, что при «развороте на Восток» следует идти восточным путем — по канонам Сунь-цзы, автора древнекитайского трактата «Искусство войны», — не прямым и быстрым, а долгим и последовательным. В таком контексте «разворот на Восток» должен заключаться не просто в корректировке экспортного маршрута с западного на восточный, а в перезапуске всей экономической модели, опираясь на собственные силы, преимущества и ресурсы. Ключевым аспектом также являются инвестиции в сферу образования, что служит залогом благоприятного образа будущего.

Исходя из такого подхода, основной задачей для Беларуси, чтобы не уйти в занос и сохранить устойчивость при прохождении своего поворота в Азию, является обеспечение многовекторности внешнеэкономических связей. А начинать вполне можно с того же Дальнего Востока, тем более необходимая база для этого заложена во время апрельского визита в регион Главы нашего государства.

Из теории известно, что организационная целостность и устойчивость системы определяется стабильностью ее самого слабого элемента. При этом надо понимать, что узкими местами могут быть не только конкретные производственные звенья, но и управленческие принципы, методики и процедуры.

Таким образом, перенастраивая на новый лад отечественную промышленность, помимо ориентации на общий результат, важно подтягивать отдельные, особенно узкие, звенья. Поскольку за красивым фасадом коллективной ответственности зачастую сложно объективно и по достоинству оценить индивидуальный вклад в освоение новых рынков в Азии конкретного участника внешнеэкономической деятельности. А в нынешние непростые времена страна должна знать своих истинных героев. И желательно в лицо.

Юрий ­ЯРМОЛИНСКИЙ, аналитик Белорусского института стратегических исследований.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter