Большая игра на Балканах

В предстоящее воскресенье Сербия снова будет выбирать президентаКандидатов двое: нынешний глава государства Борис Тадич и лидер националистической Сербской радикальной партии Томислав Николич.Оба претендента сохраняют неплохие шансы на победу, и политологи крайне осторожны в прогнозах, кто же возглавит страну на ближайшие пять лет. Пока ясно только одно: от исхода этих выборов во многом зависит дальнейшее развитие событий в этом регионе.

Предвыборные обещания и подарки
Принципиальное расхождение предвыборных платформ кандидатов касается вопроса вступления страны в Евросоюз. Действующий президент Борис Тадич слывет убежденным сторонником евроинтеграции и считает, что единственным способом решить наболевший вопрос о статусе Косово является интеграция Сербии в Евросоюз. Его главный соперник выступает против сближения с Европой, ратуя за развитие более тесных связей Сербии с Россией и Китаем. Николич не устает напоминать, что большинство стран — членов Евросоюза участвовали в агрессии против Югославии, закрывают глаза на геноцид сербов в Косово и преступления против них в Боснии и Герцеговине.
По большому счету, выбор между Тадичем и Николичем — это выбор между Евросоюзом и Россией. В чью сторону склонится чаша избирательских весов?
Для того чтобы хоть как-то расположить к себе народ Сербии, ЕС уже облегчил визовый режим для сербских граждан и даже пообещал полностью отменить его. Решение вполне логичное, если учесть, что сотни тысяч сербов работают сегодня в Западной Европе и визовые послабления стали для них отличным подарком. Вот только согласится ли весь сербский народ менять Косово на свободное путешествие к европейским соседям?
Вопрос о статусе Косово является для сербов крайне болезненным, и закономерно, что Тадич и Николич категорически отвергли возможность признания независимости края. Оба они прекрасно осознают, что готовность уступить исконно сербские земли за “чечевичную похлебку” Евросоюза равноценна политическому самоубийству.
С другой стороны, население Сербии, измученное войнами и  постоянными кризисами, хочет мира, покоя и сытости. Для большинства эти понятия ассоциируются со вступлением в Евросоюз, а источником всего негатива, связанного с национальным унижением и военной агрессией, для них являются лишь США. Иными словами, в Сербии с надеждой смотрят на Европу  и не терпят Америки.
Что касается России, то сербы хорошо помнят, как бывший российский премьер Евгений Примаков развернул самолет над Атлантикой в ночь начала “гуманитарных бомбардировок” 1999 года. Помнят они и беспрецедентный марш-бросок российских десантников на Приштину летом того же года и благодарны российским миротворцам за реальную защиту сербского населения Косова от албанских экстремистов. “Почему бы не вернуть те времена?” — рассуждает лидер национал-радикалов Николич и заявляет о готовности в случае победы разместить в Сербии российскую военную базу.
Миллиард для Газпрома
Однако в самой Москве, судя по всему, все же делают ставку на проевропейского политика Бориса Тадича. В самом деле, зачем идти на открытую политическую конфронтацию с Западом (а она неминуема, если поддержать  Николича), когда есть другой, более спокойный, но не менее эффективный способ укрепить свое влияние в регионе? На днях Россия и Сербия подписали соглашение о сотрудничестве в нефтегазовой сфере на 30 лет и протокол, по которому контрольный пакет акций сербской государственной нефтяной компании NIS переходит российскому Газпрому за 400 миллионов евро. По неофициальным данным, цена вопроса — больше миллиарда долларов.
Аналитики по-разному расценивают последствия заключенной сделки. Одни говорят о том, что теперь перед Сербией открывается перспектива превращения в один из энергетических центров не только на Балканах, но и в Европе. Страна становится крупным европейским центром транзита и хранения природного газа, получает надежное энергоснабжение и доходы от транзита энергоресурсов. Другие настроены менее оптимистично. “Я думаю, что это шаг по пути к катастрофе, — говорит независимый инвестиционный консультант Мирослав Прокопьевич. — Сербия станет заложником одной страны и одной компании”.
Как бы то ни было, факт остается фактом. “Путин снова продемонстрировал, что Россия становится державой, с которой следует считаться”, — лаконично прокомментировала ситуацию французская “Ле Монд”. В рамках соглашения о сотрудничестве Сербия получает доступ к газопроводу “Южный поток”, который является совместным проектом Газпрома и итальянской ENI. Напомним, что еще прошлым летом между ними достигнута договоренность о строительстве 900-километровой “трубы”, которая пройдет через акваторию Черного моря от российского берега до болгарского и далее в Румынию, Венгрию, Чехию, Австрию, Италию. Конкурентом “Южного потока” выступает Nabucco, который лоббируют Евросоюз и США. С его помощью запас рассчитывает экспортировать газ из Центральной Азии в обход России. Однако эксперты сходятся на том, что у данного проамериканского проекта очень мало шансов и времени для реализации.

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter