Большая игра

Продолжаем постигать «Олимпийский алфавит» летних видов спорта и исследуем букву Б. Вслед за азбукой бадминтона, о котором мы рассказали в прошлый раз, сегодня на очереди баскетбол...

Продолжаем постигать «Олимпийский алфавит» летних видов спорта и исследуем букву Б. Вслед за азбукой бадминтона, о котором мы рассказали в прошлый раз, сегодня на очереди баскетбол. Вид спорта, имеющий богатые традиции. Сегодня на волне популярности его держат небывалые успехи женской национальной сборной, которая завоевала медали европейского первенства, попала на Олимпиаду и едва не взошла на пьедестал чемпионата мира. Однако за всей этой видимой ширмой успеха скрываются большие проблемы, о которых можно судить по сборной мужской — она уже много лет барахтается во втором эшелоне европейского баскетбола.


Если дерево сохнет, если вид у него нецветущий и чахлый, проблему нужно искать в корнях. Именно в надежде копнуть поглубже мы обратились к учителю физкультуры обычной школы в городе Березе — Валерию Трухану. Хотя он и преподает в обычной школе, но сам педагог отнюдь не простой. Валерий Викторович из числа тех фанатов, которые двигают мир вперед, оставаясь при этом в тени. Он давно и плодотворно развивает в городе детский баскетбол, начинал с азов и самолично, на собственных ошибках постигает все его азы: оборудовал зал, выискивает таланты, нянчится с ними и имеет, что очень важно, результат.


Таланты Валерий Трухан умеет найти и воспитать. Через его руки прошли, к примеру, Дарья Липинская — юное дарование из «Горизонта», Александра Мусатова из гродненской «Виктории», но главная надежда Валерия Викторовича и всего белорусского баскетбола — березовчанин Виталий Лютыч. Учась в 11–м классе, этот парень (сейчас ему 19) оказался среди лучших европейских молодых игроков, скауты разместили его на 17–й позиции. На заметку специалистам Виталий попал после удачного выступления на кадетском чемпионате Европы, проходившем в 2008 году в Боснии и Герцеговине. По итогам турнира он стал самым результативным игроком, набирая в среднем за игру по 22,1 очка и делая 7,9 подбора. Первым подсуетился и прибрал талант к рукам литовский «Шяуляй», подписавший с Лютычем контракт на 5 лет. Запомните эту фамилию, вы ее услышите еще не раз.


Однако поговорить с детским тренером с периферии было о чем и помимо его самого пока звездного воспитанника. Круг затронутых проблем по традиции очертили размашистый и рассчитываем, что материал этот будет полезен всем: и баскетбольным функционерам, и детским наставникам, и самим детям.


— Валерий Викторович, как считаете, есть оптимальный возраст для начала занятий баскетболом? Или как маму перерос — так сразу можно?


— Лет с десяти можно начинать. По опыту работы знаю: ранний набор совсем не гарантирует, что на выходе дети будут лучше тех, кто пришел позже.


— А если я, к примеру, целенаправленно решил готовить сына к карьере баскетболиста. До десяти лет чем ему лучше заниматься?


— Я посоветую виды, которые развивают координацию. Не помешает спорт на гибкость — каратэ, другие единоборства. Можно отдать в плавание. В Литве набирают группы баскетбола лет с семи, но там другая система — родители за это платят, они заинтересованы, чтобы их чадо профессионально подходило к делу, и за этим следят. У нас о таком можно только мечтать. Я набираю десятилетних и потом чуть ли не на руках их ношу, с родителями разговариваю, только бы детишки не ушли. Два года, таким образом, тратятся на уговоры, и только потом начинается серьезная работа.


— Рост ребенка имеет большое значение?


— Огромное. Одно из решающих.


— А рост родителей?


— Всегда им интересуюсь. Вплоть до того, что в любое время дня и ночи, просто гуляя по городу, механически выискиваю глазами высоких людей. И если нахожу, то, даже зная о том, что они, как правило, всегда пугаются от неожиданности, подхожу, представляюсь и спрашиваю: есть ли дети, чем занимаются? Хотя и здесь много тонкостей. Если, например, высокий только один из родителей, то ребенок может взять гены другого и не вырасти. Есть и такие понятия, как ранний и поздний ребенок, на это тоже следует обращать внимание. Если он юн и высок, но у него видны уже мужские признаки, то много в росте не добавит. Даже по выражению глаз и лица можно определить биологический возраст и сделать соответствующие выводы.


— Понятно, что природу не обманешь, но все–таки: есть способы подрасти? Может, упражнения специальные, еда?


— Есть, но они большого прироста не дают. Еда? Конечно. Это общеизвестно: морковь, свекла. Но основной фактор неизменный — гены.


— Техника броска, прыгучесть... Это все, как я понимаю, закладывается в детском возрасте.


— Техника — это основа основ. Если говорить о прыгучести, то есть сенситивные периоды — промежутки, во время которых идет активное развитие организма. Для прыгучести характерен более поздний возраст, лет с 14, поэтому детей не стоит грузить огромным количеством прыжков. Со скакалочкой, конечно, можно поупражняться, стопы укреплять, но без больших нагрузок.


— Что еще важно для маленького баскетболиста?


— Скорость. Ее можно и нужно развивать. Но опять же больше, чем заложено генами, не выжмешь.


— Это и называется талантом. Скажите, а есть в мире тренер, чья манера вам наиболее импонирует, на кого вы равняетесь?


— Я — детский специалист, поэтому о взрослом баскетболе мне как–то не совсем с руки рассуждать. Но по душе балканская школа. Там великолепно выстроена вся система игровых видов спорта, в мире трудно найти лучше, она почти идеальна. И секрет прост: каждый тренер, начиная с первого, с того, кто будущего чемпиона нашел, получает по заслугам. И весь мир знает, что страны с Балкан прекрасно играют и в футбол, и в баскетбол, и в гандбол, и в волейбол. Они завсегдатаи всех финальных первенств мира и Европы. Это знак качества и престиж страны. Игровой вид спорта — это сущность нашей жизни, ведь жизнь — игра. Я это и на родительских собраниях пытаюсь донести до пап и мам. И мне кажется, что эти мои лекции они понимают.


— Давно заметил, что родители в спортивных достижениях детей играют, как правило, очень важные роли.


— В этом тоже кроется одна из проблем. У нас родители боятся отдавать своих чад в спортивные секции. Их приходится долго переубеждать. Учеба — это очень хорошо, но ставить целью всей жизни поступление в вуз, забывая о здоровье и общем развитии, — в корне неверно. Парень сидит шесть уроков в школе, вечером корпит над учебниками дома, а днем — репетиторы. Во дворе гулять некогда, мама не пускает, да и компьютер манит. В итоге вырастает молодой человек, у которого к 18 годам 30 болезней. Это не преувеличение, я учитель, у меня подобные примеры перед глазами. Так что роль родителей действительно переоценить трудно на всех этапах становления личности. С момента, когда за ручку привели в секцию, и до того, пока он сам не начнет четко осознавать, чего от жизни хочет и как этого добиться.


— Идеальный баскетболист в вашем представлении — это кто?


— Все идеальные — в НБА. Сейчас, например, лучший, на мой взгляд, — Леброн Джеймс, который практически не имеет слабых мест. В Америке вообще каждый баскетболист так атлетически развит, что нам и не снилось. Но я патриот и говорить буду о своей стране. Первые места в своих приоритетах отдам Анастасии Веремеенко и Елене Левченко. Они одни из лучших не только у нас — в мире. Среди мужчин выделю Владимира Веремеенко. Но кроме игровых качеств, есть еще кое–что и в этом «кое–что» мне гораздо ближе Егор Мещеряков. Нам, тренерам, всегда хочется, чтобы воспитанники не забывали, откуда они вышли, помнили истоки. Егор — помнит, создал в Минске свою баскетбольную школу, помогает. Наталья Марченко — тоже большая умница, организовала в Речице великолепный турнир, привезла призы, подарки, сама их вручала. Вот это я называю популяризацией баскетбола и благодарностью за воспитание.


— Вы упомянули, что американские баскетболисты значительно превосходят нас в физической готовности. Никогда не мог понять: почему? Штанга–то у всех из одного металла сделана — работай и будет тебе награда. Или это лень, в ней все дело?


— Дело в кадрах. Их явно не хватает. Ведь не зря БАТЭ приглашает испанских тренеров по физической подготовке, значит, своих специалистов такого уровня нет. Но проигрываем мы не только поэтому. Необходимо учитывать еще и общую предрасположенность нации к тому или иному виду деятельности. Скажем, американский баскетбол — это в основном негроидная раса. Эластичность мышц, прыгучесть, скорость — у них это выше на генном уровне. Посмотрите, на коротких дистанциях в легкой атлетике почти нет белых — это из той же оперы. Да и играют в баскетбол в США на каждой улице. Там даже первенство двора имеет высокий уровень, мальчишки получают постоянную серьезную игровую практику, а это тоже один из важных элементов физической подготовки. Можно человека гонять по 30 отрезков с отягощением, а можно все это нарабатывать игрой с сильным соперником.


— Из нынешнего подрастающего поколения, кроме вашего воспитанника Виталия Лютыча, есть еще пареньки, которые, на ваш взгляд, способны вырасти в мастеров?


— Я не всех видел, поэтому полной картины нарисовать не смогу. Знаю, что есть молодой талант — Сергей Вабищевич, который недавно вошел в число лучших молодых баскетболистов Европы. Однако этого мало, и если говорить в целом, то возраст 1993 — 1995 годов — провальный.


— Я вас правильно понимаю, это значит рассчитывать на то, что наша сборная в ближайшее время сумеет существенно подняться в рейтинге, не стоит?


— Думаю, она упадет еще ниже. А вот потом, я надеюсь, будет подъем. С приходом к руководству федерации Виктора Каменкова дело с мертвой точки уже сдвинулось. Ребята 1997 года рождения вообще очень приличные подбираются, на грядущем первенстве страны как минимум 5 областей будут претендовать на пьедестал, это о многом говорит. Такая конкуренция хороша в плане повышения мастерства баскетболистов, но важно в этой ситуации не допустить зацикленности на результате.


— То есть?


— С нынешнего сезона чемпионат страны будет проводиться во многих возрастных группах, в том числе и среди ребятишек 2000 года рождения. Это прекрасно, мы этого давно добивались. Но детские и юношеские соревнования должны существовать не для того, чтобы занимать там первые места и получать за это премии. Это глубочайшая ошибка нашей системы. Я почему говорил про балканскую школу? У них там нет никаких премий вплоть до 18–летнего возраста игрока. Их и не должно быть. А вот если баскетболист, к примеру, попал в юниорскую, национальную сборные — начинается распределение денег от процента тренерского вклада в развитие игрока. Мы тоже к этому постепенно придем, уже движемся в этом направлении, но очень медленно, делаем лишь робкие шажки. При такой системе возникает заинтересованность не в сиюминутном результате, а в общем росте развития спортсмена. Я не тренер в ДЮСШ, и мне не нужно ни перед кем отчитываться, какое место я со своими детьми занял — первое или десятое. Я сам себе хозяин, и в этом мое преимущество, я ищу звездочек и занимаюсь их огранкой. Выиграть детский турнир — наука небольшая. «Поставил» детишек на гантели, сделал физическую закладку — и дело в шляпе. Но к 18 годам эти пацаны будут уже изношены и на выходе получится круглый ноль. Эта порочная система существует в ДЮСШ, РЦОП и так далее. Я наслышан, знаю. Там от места команды зависит премия и ради нее перепрыгивают через технику ребенка, через азы, через основы. Это глобальная и основная наша проблема не только в баскетболе. В детском и юношеском возрасте вообще нельзя требовать результат.


— Кто виноват и что делать?


— Все идет от среднего руководящего звена, директоров ДЮСШ и РЦОПов. Спрашивает, к примеру, такой директор своего тренера: «Ты со своей командой какое место занял? Пятое? О–о, это слабо...» Я с Виталиком Лютычем первым никогда не был, надо мной смеялись. Но зато теперь в стране есть талантливый игрок с большим будущим, звездочка, а у тех, кто впереди планеты всей, — ни одной заметной фигуры.


— Последние лет 10 все в один голос твердят, что баскетбол в Беларуси в упадке, не развивается, а женская команда между тем показывает потрясающие результаты. Вопреки?


— Это наше везение и счастье. Чувствую, что этими словами сейчас накликаю на себя праведный гнев возмущенных, но думаю, что со временем женская сборная скатится в яму к мужской. Пока есть в составе Елена Левченко и Настя Веремеенко — будем держаться, как только их время пройдет — все.


— Нынешняя женская сборная свой потенциал раскрыла полностью или способна на большее?


— Мне кажется, что 3–е место на чемпионате Европы и 5 — 6–е места на первенстве мира — это наш потолок. Я желаю команде удачи, но смотрю на вещи объективно. В сильнейших командах мира составы постепенно и постоянно обновляются, есть приток свежей крови, вливаются звездочки, а мы пашем на старом багаже. Но девчата невечные и недвужильные, им нужна смена.


— Елена Левченко и Анастасия Веремеенко — это уникумы или таких девушек в Беларуси много?


— Великое множество! Но они проходят мимо баскетбола. Я по пальцам могу пересчитать города, где серьезно развивают баскетбол. Мало фанатов в хорошем смысле этого слова среди директоров спортивных школ и среднего тренерского звена, тех — кто радел бы за свой вид, пробивал бы его в массы, а не довольствовался теплым местом, на котором можно ничего не делать и получать зарплату. Амбиций — никаких: пять хлопцев придут на тренировку, по залу побегают туда–сюда и на этом все. Вот мне, скажу прямо, с директором повезло. Она — женщина, возглавляет не спортивную, а обычную среднюю школу, но при этом человек амбициозный, поддерживает все мои спортивные проекты, жизнь спортивная в Березе бурлит, все довольны, есть праздник. Градоначальники приходят, видят результат и в просьбах мне не отказывают. Есть взаимопонимание. Но это мне далось не сразу и не просто, я сам пробивался. У меня сейчас, к слову, группа ребят 1997 года рождения. Давно таких не было, получаю истинное удовольствие от работы с ними: нацеленные, трудолюбивые, глаза горят!


— Есть среди них новый Лютыч?


— Есть. В прямом смысле, однофамилец Виталия — Максим. Его сейчас в Пинск забирают, в УОР. Мне кажется, что Виталику он по своему таланту не уступает, а может, и превосходит. Парень в восьмом классе учится, а рост имеет 191 сантиметр. Буду считать жизнь прожитой не зря, если два моих Лютыча окажутся в национальной сборной.


— А с Виталием связь поддерживаете?


— Конечно, он был у меня в январе, вместе с Сашей Мусатовой, тоже моей воспитанницей, которая сейчас за «Викторию» выступает, заезжали в гости. Про Литву он много рассказывал. Все у него идет по плану, выступает за вторую команду «Шяуляя», ему нужна игровая практика, а в основной состав пока рановато. Тренировки, говорит, сумасшедшие, даже у Сан Саныча Борисова по сравнению с ними — курорт. Кроссы на море такие были, что до кровати еле доползал. Раздался в плечах, добавил в физической мощи, словом — растет.


— Детский тренер — профессия неблагодарная. Согласны?


— Согласен. Детских тренеров мне вообще жалко. Как им заработать? У учителя физкультуры и то зарплата больше. Я шесть лет потратил на Виталика Лютыча, и максимум, который могу за него получить, — полторы тысячи долларов. Но и это уже хорошо, я не жалуюсь — процесс пошел, я теперь ищу таланты на перспективу, сегодня среди своих ребят вижу человек пять, которые могут со временем попасть в национальную сборную.


Для справки


Баскетбол (англ. basket — корзина, ball — мяч) — спортивная командная игра с мячом. В баскетбол играют две команды, каждая из которых состоит из пяти игроков. Цель каждой команды — забросить руками мяч в кольцо с сеткой (корзину) соперника и помешать другой команде овладеть мячом и забросить его в свою корзину. Kорзина находится на высоте 3,05 метра от пола (10 футов). От каждой команды на площадке находится по 5 человек, всего в команде 12 человек, замены не ограничены. За мяч, заброшенный с ближней и средней дистанции, засчитывается 2 очка, с дальней (из–за трехочковой линии) — 3 очка. Штрафной бросок оценивается в одно очко. Стандартный размер баскетбольной площадки 28 метров в длину и 15 метров в ширину. Баскетбол входит в программу Олимпийских игр с 1936 года.


Доска почета


Татьяна Белошапко. Родилась 27 марта 1958 года в Витебске. Чемпионка Олимпиады в Москве (1980), чемпионка мира–1983 и Европы–1985.


Иван Едешко. Родился 23 марта 1945 года в деревне Стецки Гродненского района. Чемпион Олимпиады в Мюнхене (1972), бронзовый призер Олимпиады в Монреале (1976), чемпион мира–1974, серебряный призер чемпионата мира–1978, двукратный чемпион Европы–1971, 1979, восьмикратный чемпион СССР.


Ирина Сумникова. Родилась 15 октября 1964 года в Минске. Чемпионка Олимпиады в Барселоне (1992), бронзовый призер Олимпиады в Сеуле (1988), серебряный призер чемпионата мира–1986, двукратная чемпионка Европы–1989, 1991.


Елена Швайбович. Родилась 3 февраля 1966 года в Минске. Чемпионка Олимпиады в Барселоне (1992), чемпионка Европы–1989.


Галина Савицкая. Родилась 13 июля 1961 года в Минске. Бронзовый призер Олимпиады в Сеуле (1988), чемпионка мира–1981, шестикратная чемпионка Европы.


Номер один


Леброн Джеймс (родился 30 декабря 1984 г., Акрон, Огайо) — американский профессиональный баскетболист, выступающий за команду Национальной баскетбольной ассоциации «Майами Хит». Чемпион Олимпийских игр 2008 года. Играет на позиции легкого форварда. С ранних школьных лет Джеймс был объектом постоянного внимания американских СМИ, превозносивших его как будущую звезду НБА. В 2003 году он был выбран на драфте НБА под номером 1 командой «Кливленд Кавальерс». Джеймсу было на тот момент 18 лет, и он стал вторым игроком в истории ассоциации, которого сразу после школы выбирали на драфте под первым номером. Детство Леброна прошло в постоянных разъездах с места на место, что очень мешало ему учиться в школе и заводить друзей. Единственное, что было всегда с юным Джеймсом, — это баскетбол, пристрастие к которому, равно как и к американскому футболу, проявилось довольно рано. Впоследствии футбольный тренер Леброна Фрэнк Уокер приютил своего подопечного у себя дома, тем самым завершив его бесконечные переезды и пропуски школы. Леброн подружился с сыном Уокера, Фрэнки–младшим, и с другими ребятами, которые обожали баскетбол: Сайэном Коттоном, Дрю Джойсем, Уилли МакГи и Ромео Трэвисем. Все вместе они сделали свою школьную команду одной из лучших в штате. Сам Леброн был на голову выше своих партнеров как в прямом, так и в переносном смысле. К восьмому классу он вырос до 185 см, мог играть на всех пяти позициях и, по словам своего тренера, обладал баскетбольным шестым чувством. Не прошло и года, как команда Леброна вышла в финал национального чемпионата среди восьмиклассников. Именно тогда впервые заговорили о Джеймсе как о будущей звезде баскетбола. С ним однажды произошла интересная история: тренируясь в зале, он во время очередного слэм–данка сломал кольцо и упал вместе с ним на паркет. Видя, что кольцо поломано, к нему ринулся директор школы, в зале которой тренировался Джеймс, и попытался забрать кольцо. Директор понял, что кольцо, поломанное самим Леброном, — это огромные деньги. То же самое подумал и отец вундеркинда и бросился к кольцу с другой стороны. Директор школы после долгих пререканий уступил кольцо отцу Леброна только за шесть мячей, подписанных звездой.


Два последних года подряд Леброн Джеймс завоевывает звание самого ценного игрока НБА, получая при этом подавляющее большинство голосов. В среднем он набирает 29,7 очка за игру, делает 7,3 подбора мяча под щитом и отдает 8,6 голевой передачи. В начале февраля нынешнего года Леброн установил рекорд сезона по результативности, набрав 51 очко в матче с «Орландо Мэджик». В этой встрече «Майами» победил со счетом 104:100, то есть Джеймс набрал почти половину очков своей команды.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter