Болотная робинзонада

Каждый, кто попадает на Ельню, чувствует ее сильнейшую энергетику

Каждый, кто попадает на Ельню, чувствует ее сильнейшую энергетику

Вечером в пятницу небольшой райцентр Шарковщина превращается в транзитный городок. По улицам города в направлении Браслава без остановки летят десятки машин с минскими номерами. В каких-то 20 километрах отсюда уставших с дороги столичных туристов ждут гостеприимные усадьбы, богатые рыбой озера и заповедные леса. А после обеда в воскресенье транспортный поток устремляется в обратном направлении. И так вплоть до первых серьезных заморозков.

Природа неровно делит. В Браславском районе 250 озер, в Глубокском – 106, в Поставском – 115. А в соседнем с ними Шарковщинском – всего 11. Казалось бы, что тут делать туристам? А между тем есть в здешнем крае такая природная кладовая, о которой спешащие на Браславы и не догадываются и которую, возможно, не сыщут больше нигде в Беларуси. Это уникальный гидрологический заказник «Ельня» — самое крупное верховое болото на континенте. Место, которое называют легкими Европы. И с недавних пор сюда стали водить экскурсии.

– Дальше машина не пойдет, – Василий Журавский глушит двигатель «мерседеса» на окраине деревни Зорька. Свой бизнес он начинал с фирмы по ремонту машин, а несколько лет назад, заручившись поддержкой райисполкома, создал первую и пока единственную в Шарковщине туристическую компанию ОДО «Ельня-Экотур». Поездки в Крым, Киев, Питер, экскурсии по Беларуси – все это уже поставлено на поток. Теперь предприниматель задался новой целью — пора привлекать туристов в район — и взялся за раскрутку путешествий на болото.

Переобувшись в резиновые сапоги, пересаживаемся в пневмоход. Вот уж где чудо техники: машина на огромных «дутых» колесах с низким давлением. Модель практически эксклюзивная, собрана на одном из минских предприятий на основе известной в аграрной среде «росы», которую используют для внесения удобрений.

По перепаханному полю, где не каждый джип проедет, наш «внедорожник» несется со скоростью 30 километров в час. За лесом открывается дивный болотный пейзаж, и вот уже под колесами слышится чавканье. Мы неспешно начинаем путешествие в легкие Европы.

– Я вырос на краю этого болота. В тяжелые времена, когда родители работали в колхозе за трудодни, только оно и спасало, — уверенно управляя пневмоходом, предается воспоминаниям Василий Журавский. — Мальчишкой собирал по 20 килограммов клюквы в день и сдавал на заготовительный пункт за 6 рублей. Ботинки тогда стоили 7, велосипед – 35 рублей. Болото нас и от любой хвори берегло: бывало, дед рассечет ногу топором – идет на болото, обернет рану мхом, и через пару дней все заживает. Сегодня наукой доказано: мох – это не только антисептик, он дает в 10 раз больше кислорода, чем любое другое растение. А что такое кислород для человека? Усиленный обмен веществ, омоложение организма. Неспроста в деревнях рядом с Ельней люди живут до ста лет…

Через полчаса мы уже в самом центре болота — на берегу Черного озера. Я выскочил из кузова на зеленый покров. Мох неожиданно легко промялся под ногами, словно гамак, и я чуть ли не по колено оказался в мутной жиже. Чудо-вездеход же стоял рядом, как на асфальте. А затем Василий Журавский решил удивить меня еще больше и направил машину прямо в озеро. Колеса продолжили вращаться, и она поплыла. А когда мне сообщили, что на Черном ловят окуней весом больше трех кило, то я пожалел, что не захватил спиннинг.

На самом деле далеко не все туристы колесят по Ельне на пневмоходе. Большинство путешественников приезжают сюда, чтобы целиком «отключиться» от цивилизации, «подзарядить» свои биологические батареи.

Василий Журавский разработал и сертифицировал несколько пеших маршрутов, самый длинный из которых – 18 километров. Это три дня и две ночи тет-а-тет с абсолютно дикой природой. За это время туристы побывают на двух островах – в небольших лесных оазисах среди трясины. Первый из них назван в честь Матруны, знахарки, которая жила здесь еще в 50-х годах прошлого века. На втором острове с давних времен жил род Ковалевских, и даже сейчас сохранились остатки построек. Далее – переход к Черному озеру, а затем к озерам Ельня и Белое. На последнем зимой во время Великой Отечественной войны был партизанский аэродром, а на его дне до сих пор лежит сбитый партизанами немецкий самолет.

В походе туристов страхует экскурсовод – специалист по выживанию в дикой природе. Он и трясину обойти поможет, и виноградную улитку на ужин поджарит, и прикормленные рыбные места покажет.

— Несколько лет назад по болоту прошелся верховой пожар. Но острова огонь не тронул. Можно искать тому научное обоснование, можно верить в случайность, но я считаю, что не обошлось без высших сил, — не сомневается Василий Журавский. – Водил на болото экстрасенсов, и они подтвердили мои догадки: на островах сильнейшая энергетика жизни. И, кстати, ее чувствует каждый, кто сюда попадает. Все закономерно: на болоте люди всегда жили в мире, здесь не было ни убийств, ни репрессий. Никто варварски не вторгался в природу. Вот она и излучает чистоту. Будто портал в более совершенный мир. Один путешественник, пробыв всего день на Ельне, так и сказал: «Это белорусская Шамбала!»

Газету прочитают тысячи людей, пойдут звонки, многие захотят сюда приехать следующей весной. Турфирма готова к такому развитию событий? На мой вопрос Василий Журавский настоятельно просит упомянуть в статье: Ельня не должна стать туристической Меккой. Нельзя растревоживать экосистему заказника, ведь даже яркая и шуршащая одежда вносит диссонанс в окружающую среду. Сотня туристов за сезон еще куда бы ни шло, но больше – уже нагрузка на природу.

Впрочем, желающих прыгать по болотным кочкам может оказаться не так и много. Все же такой экстрим подойдет далеко не всем. А вот с комфортом отдохнуть несколько дней на берегу живописного озера на границе заказника, где такой же богатый кислородом воздух, – чем не мечта для самого широкого круга туристов?

Скоро она может стать явью. Турфирме выделили 3,7 гектара на берегу озера Волозево. Здесь уже установил пирс, купили катамараны и лодки, достраивается второй этаж административного здания, где появятся гостиничные номера люкс и кафе. Со временем все это будет называться агротуристическим комплексом «Ельня».

– Чтобы завершить строительство, нам надо дополнительно 100—150 миллионов рублей. Где достать деньги, пока неизвестно. — Василий Евгеньевич отнюдь не вскользь, а открыто заводит разговор и о проблемах бизнеса. – Сегодня в Беларуси очень выгодные условия льготного кредитования предложены предпринимателям, которые занимаются экотуризмом. Статус же нашей организации иной – общество с дополнительной ответственностью, а поэтому кредит выдается под 14—15 процентов с условием быстрого возврата. Для фирмы это слишком жесткие условия. И, думаю, мы такие в стране не одни. Быть может, вопрос поддержки подобных проектов стоит поднимать на государственном уровне? Ведь в Беларуси сделана ставка на туризм. Но одними агроусадьбами его не разовьешь.

…Солнце давно ушло за горизонт, а мы все еще сидели у костра на острове Ковалевских и допивали вересковый чай с медом. И в той тишине как-то не нашлось места мыслям о делах, проблемах. Вся суета осталась где-то за периметром Ельни. Хотелось лишь одного: не утратить связь с этим местом, когда-нибудь вернуться сюда. Чтобы снова запитаться энергетикой белорусской Шамбалы.

Прямая речь

Мечислав МОРХАТ, председатель Шарковщинского райисполкома:

– Уверен, будущее у туризма в Шарковщинском районе есть. Во многом благодаря таким патриотам своего края, как Василий Журавский. Я сам прошел по его болотному маршруту и не сомневаюсь: такой отдых будет востребован и, возможно, станет со временем такой же визитной карточкой Шарковщины, как гора Маяк на Браславах или деревня Мосар в Глубокском районе. Престиж региона в глазах приезжих – наше общее дело, и поэтому райисполком всячески помогает турфирме: например, содействуем в благоустройстве будущего туркомплекса «Ельня». Нам небезразлично, что скажут про нас гости и захотят ли они возвращаться сюда снова и снова.

 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter