Болота Полесья и судьба Российской империи

Что мы знаем сегодня о Скробово-Городищенском сражении?

Что мы знаем сегодня о Скробово-Городищенском сражении?

Девяносто пять лет отделяет нас от скорбной даты — начала Первой мировой войны. 1 августа 1914 года грянула Великая война (так ее называли в то время — никто ведь не знал, что будет и Вторая мировая…).

В Беларусь беда пришла в августе 1915-го. Обстановка на Западном фронте складывалась не в пользу русской армии — германцы и австро-венгры выбили ее из Польши. Врагу достались Брест, Ковно, Лида, Гродно, Вильно… Началось великое отступление. Германские кавалеристы устремились в дерзкий рейд по тылам русских — передовые разъезды немцев взяли Борисов, над железной дорогой Барановичи—Минск появились германские дирижабли-«цеппелины». Возникла непосредственная угроза Минску, а оттуда прямая дорога на Смоленск и Москву. Судьба Российской империи решалась в болотах Полесья и на берегах Нарочи…

В рядах русской армии воевало 700 тысяч наших земляков. Были среди них и простые нижние чины — безымянные герои окопов, офицеры, генералы. Немало белорусов вступило в армию добровольно. В тыловых городах спешно создавались ополченские дружины, только в Минске их было сформировано больше двадцати.

В октябре 1915-го опасность прорыва немцев в глубь России была ликвидирована. Линия фронта прошла через Поставы, Сморгонь, Барановичи и Пинск. Сейчас на слуху только подвиги героических защитников Сморгони, но ведь были и другие города «воинской славы»! Например, Барановичи. Летом 1916-го там была предпринята попытка изгнать неприятеля с нашей земли. На рассвете 20 июня 1916 года 181-й пехотный Остроленский и 183-й пехотный Пултусский полки ринулись в атаку на позиции немцев и австрийцев. Так началось самое кровопролитное и жестокое сражение Великой войны на белорусской земле. Цель — вышибить немцев из Барановичей и развить мощное наступление на Брест.

Вражеские позиции были великолепно укреплены. Чего стоили только 50 рядов наэлектризованной колючей проволоки, которую пришлось преодолевать бойцам! В мощном порыве остроленцы и пултусцы захватили в плен 61 вражеского офицера и 2700 солдат, 11 пушек. Полки 5-й пехотной дивизии очистили от врага деревни Дольнее и Горное Скробово. Героями сражения были воины разных национальностей: латыши — полковник Иван Буйвид и капитан Оскар Колпак, татарин — генерал-майор Равиль Сыртланов, русский — полковник Николай Савищев. Ну а руководил операцией наш земляк, уроженец Витебской губернии и выпускник Полоцкого кадетского корпуса генерал от инфантерии Александр Рагоза. К слову, в апреле—декабре 1918 года он был военным министром Украины.

Но прорвать оборону врага оказалось нелегко. Германцы и австрийцы быстро перегруппировались, бросили в бой резервы, а наступательный порыв наших героев, увы, никем не был поддержан. Пять дней подряд, с 20-го по 25 июня, шли русские полки на колючую проволоку, истекая кровью… И только 25 июня командующий Западным фронтом А. Эверт, убедившись в невозможности прорвать оборону противника, отдал приказ прекратить операцию.

В Барановичском (или как его еще называют Скробово-Городищенском) сражении русская армия потеряла 80 тысяч человек убитыми и ранеными. По вражеским оценкам, потери были еще больше — 40 тысяч убитых, 60 тысяч раненых, 5 тысяч пленных. Потери противника — 5500 германских и 7500 австро-венгерских солдат.

…Стоит ли сейчас вспоминать это давнее и к тому же проигранное сражение? Конечно же, да. Ведь под Барановичами, как и по всей Беларуси, сражались наши предки, прадеды. И не случайно 11 ноября 2008-го, в день 90-летия со дня окончания Первой мировой, под Барановичами, на месте былых боев, открыт монумент памяти героев далеких битв. Что символично, в церемонии приняли участие и представители тех государств, которые когда-то пришли на нашу землю с войной. Память о тех, кто честно выполнил свой воинский долг и с чистым сердцем упокоился в белорусской земле, должна жить…

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter