Болонский стандарт

Почему Фурсенко лоббирует «не очень высшее образование» Мартовские болонки В России началось всеобщее весеннее обострение. Сразу после назначения на пост военного министра сугубо гражданского сборщика налогов правительство решило окончательно и навсегда покончить с высшим профессиональным образованием.

Уподобившись Петру Великому, министр образования и науки Андрей Фурсенко начал активно «прорубать окно в Европу», представив разомлевшим от мартовского солнца министрам план перевода всей системы высшего образования на европейские стандарты. Забыв, правда, при этом сказать, что из всей Болонской системы нашими доморощенными администраторами перенята только двухуровневая структура высшей школы, которая теперь будет делиться на бакалавриат и магистратуру. Даже своим коллегам по кабинету министр не смог объяснить толком разницу между ними. Следуя его логике, бакалавр – это специалист с обыкновенным высшим образованием, а магистр – с очень высшим образованием. Но и тот, и другой получат право носить на груди «поплавок». То есть особый отличительный знак о наличии этого самого высшего образования.
Все это называется «вхождением в Болонский процесс».
Министр забыл только рассказать собратьям по кабинету, что Болонское соглашение предусматривает согласование всех образовательных стандартов, учебных программ и планов. А также создание единой европейской системы зачетных единиц, которая позволяла бы признавать российские дипломы о высшем образовании наравне с дипломами других европейских стран.
Впрочем, это совершенно ни к чему. Главное – попугайски перенять то, что у них там, на Западе. А в суть вникать незачем. Более того. Российская правительственная  комиссия по вхождению в Болонское соглашение в ходе административной реформы в 2004 году была уничтожена. Поэтому, кто, как и на каких условиях будет входить в это самое Соглашение, известно только одному Богу. И, наверное, министру г-ну Фурсенко. Ректоры вузов, по крайней мере, об этом пока не догадываются. Иначе председатель Союза ректоров России Виктор Садовничий не стал бы выступать на заседании правительства в роли белой вороны и пытаться выяснять, чем отличается «простое» высшее образование от «очень» высшего.
Впрочем, судя по игривому настрою всех членов кабинета, это не очень волновало наших государственных мужей.
Один из них – министр промышленности по фамилии Христенко – просто разлегся на столе,  и  его  рот   от   умиления расплывался в улыбке все заседание.
Хотя, если посмотреть на проблему философски, почему бы ему не улыбаться? Российская промышленность давно и надежно «лежит на боку». И вряд ли с этого бока поднимется, если даже туда направить сотни тысяч бакалавров-недоучек. Потому что делать им на производстве нечего. Ну просто не нужны на заводах в таком количестве «квалифицированные лаборанты».
Мечта идиота
Кому же тогда будут нужны эти неполноценные дипломы о «не очень высшем образовании»?
Ответ на данный вопрос весьма прост.
Армия чиновников в России растет с геометрической прогрессией. В связи с проведением «административной реформы» за последние годы она увеличилась почти вдвое. А по новому Положению о госслужбе, каждый чиновник, даже муниципального разряда, должен иметь диплом о высшем образовании.
Зачем же чиновнику корпеть над учебниками 5-6 лет и учить азы инженерной и прочей науки? Для того чтобы научиться рычать начальственным тоном и «стричь купоны» с доверчивых граждан, вообще никакого образования не надобно. Но раз положено – значит положено. Принятое 9 марта решение для российского чиновника – просто палочка-выручалочка. Действительно, достаточно будет пройти курс общих наук в течение трех лет – и диплом у тебя в кармане.
Хотя я сомневаюсь, что у наших чиновников хватит усидчивости и на эти три года. В основном они привыкли покупать дипломы за деньги, не тратя на обучение своего драгоценного времени.
Так, несколько руководителей районов Московской области обзавелись дипломами несуществующего вуза – Всемирного технологического университета, уютно устроившегося в трех комнатах в огромном здании на улице Кедрова, совсем рядышком с Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки. Этот уникальный вуз уже не первый год успешно «обучает» тысячи студентов, выдавая им «путевку в жизнь» в виде корочки с российским гербом на обложке. Аж по 29 специальностям, включая авиа- и ракетостроение. Не имея ни преподавателей, ни материальной базы.
Премьер с пэтэушным образованием
В принципе государственному чиновнику высокого ранга сегодня вообще ни к чему иметь высшее образование. Можно даже сказать, что оно будет для него помехой. Ибо в просвещенном уме хотя бы иногда заводятся разные мысли. А эти мысли, если они направлены не на достижение собственного материального благополучия, могут привести чиновника в смятение. Он вдруг может задуматься о судьбе страны, которой руководит. И это приведет его в полное расстройство.
Ибо ВВП никак не удваивается, уровень жизни падает, разница в доходах  между самыми бедными и самыми богатыми увеличивается, а население страны катастрофически сокращается. И даже никакие национальные проекты помочь не в силах.
Нынешний российский Кабинет Министров представляет собой уникальный пример того, как сложнейшими государственными отраслями могут управлять непрофессионалы.
На посту министра здравоохранения находится бывший спецмонтажник и предприниматель. На посту министра обороны – бывший торговец мебелью и налоговый инспектор. На посту министра образования и науки – бывший технарь, никогда не работавший ни в школе, ни в вузе. Продолжать можно до бесконечности. Поэтому полученное ими профессиональное образование может им как минимум не пригодиться. А как максимум – вообще повредить. Так лучше уж пусть будут вообще без какого-либо специального образования. Достаточно и диплома бакалавра. К чему, кажется, премьер Фрадков уже готов.
Некоторые члены Кабинета Министров имеют на этот счет еще более радикальное мнение. Один из них предположил даже возможность занятия должности премьер-министра человеком со средним профессионально-техническим образованием.
Игры шизофреников
Специалистам в области психиатрии очень хорошо известно, что следом за мартовским обострением неизменно наступает пора депрессии. Больной впадает в состояние полной отрешенности. В этот период ему совершенно безразлично все происходящее вокруг.
Но это имеет отношение к медицинской шизофрении. Что же касается шизофрении административной, то следом за обострением обязательно наступает полоса бурной разрушительной деятельности. Чиновник, в буквальном смысле слова, впадает в раж, пытаясь сотворить как можно больше за короткий промежуток времени.
Так было в 2000 году после объявления начала кампании по борьбе с детской беспризорностью, когда чиновники и депутаты всех мастей ринулись вылавливать по вокзалам несчастных оборвышей. Так было после провозглашения президентом страны новой демографической политики, когда все наперебой начали рассуждать о проблемах повышения рождаемости в России. Так было после принятия так называемых «национальных проектов», когда вся армия российских чиновников в кратчайшие сроки набросилась на раздачу дармовых государственных денег. 
Следуя давно отработанной методике, именно поэтому перевод всей системы высшего образования России решили произвести немедленно – уже с 1 сентября 2007 года. Без должного научного обоснования. Без отработки всех механизмов. Без совета с наиболее опытными руководителями системы высшего профессионального образования.
Чем же это все закончится?
Думается, как и всегда – полной разрухой в умах и сердцах граждан государства Российского.
Не пройдет и десяти лет, как Россия в очередной раз окажется у разбитого корыта. Огромная масса никем не востребованных «бакалавров» с «поплавками» станут с утра до ночи отирать пороги Биржи труда в поисках хотя бы какой-то работы. А предприятия и учреждения науки будут тихо, но планомерно умирать, потому что работать в них будет некому. Ибо ни один новоявленный «бакалавр» не в состоянии будет решить ни одной инженерной или научной задачи.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter