Больно мне, больно!

Если бы добрый волшебник предложил навсегда избавить вас от боли и вы бы согласились, то совершили бы одну из самых страшных ошибок в своей жизни.
Если бы добрый волшебник предложил навсегда избавить вас от боли и вы бы согласились, то совершили бы одну из самых страшных ошибок в своей жизни. Представьте, что значит упасть и не почувствовать, что сломана нога или вывихнуто плечо, отправиться на работу с сердечным приступом или острым аппендицитом? "Боль - сторожевой пес здоровья". Этой фразой сказано все: с одной стороны, боль - союзник, в нужный момент подающий нам сигнал тревоги, с другой - может быть и выматывающим силы противником.

Анатомия страдания

Французы шутят: "Здоровье - это когда каждый день болит в разных местах", что, в сущности, не так уж далеко от истины. Всем нам знакома боль, хотя у человека нет для нее "шестого чувства" - отдельного органа восприятия. Зато в организме масса "генераторов", в которых и зарождается наша мучительница. Во-первых, кожа, на которой расположено около 2 миллионов болевых рецепторов и 200 так называемых болевых точек, удар по которым причиняет нестерпимые муки (самые чувствительные зоны - язык, нос и ладони). Во-вторых, есть свои рецепторы и во внутренних органах. Спинной мозг называют диспетчером болевых ощущений, головной - играет роль легендарного Рима, в который, по пословице, ведут все болевые пути: что именно вы почувствуете и в каком месте, зависит от него. Таков в общем и целом механизм возникновения боли. И, как считает главный анестезиолог и реаниматолог Минздрава профессор Иван Канус, терпеть и вовсе не надо, никакой препарат не нанесет вреда больше, чем причинит организму боль. Благо современная медицина может избавить от любых страданий - и острых, и хронических.

Часто можно слышать легкомысленное: "Что врачи! У меня есть собственное, "убойное" суперсредство, выручает всегда и везде". Это в корне неправильно. Особенно, когда речь идет о боли острой, то есть когда организм сигнализирует о развитии какой-то катастрофы, представляющей угрозу для жизни. Ну подавим мы боль, а что дальше? Первопричина-то осталась, но бдительность уже потеряна. Вот почему профессор Канус советует при любой острой боли, даже если это просто зубная боль, немедленно обращаться к врачу либо к любому медицинскому работнику, либо вызывать "скорую помощь". Только специалист найдет истинный источник недомогания, установит диагноз и лишь затем, определившись с тактикой лечения, применит обезболивающее. Какое - это уж ему решать. Современные технологии позволяют не только полностью "выключить" пациента, но и убрать чувствительность ноги, руки, пальца на пару минут, а то и на несколько суток, да так, чтобы, придя в себя, больной не чувствовал никакого дискомфорта.

"Это все теория, - скажет иной читатель, - а на практике? Вот мне недавно вырвали чуть ли не "вживую" зуб. Да, есть случаи, когда применение анестезии расценивается как избыточный риск, тогда могут отказаться - но не от обезболивания, а от самой операции, например, пластической. Однако экономить на анестезии сегодня никто не вправе, уверяет главный анестезиолог Минздрава. Более того, в стоматологических поликлиниках крупных городов не так давно введена отдельная ставка для анестезиологов-реаниматологов: 1 специалист на 10 зубных врачей. Уже 5 лет, как решено открыть специальные кабинеты при поликлиниках, где анестезиологи-реаниматологи по индивидуальной схеме обезболивали бы все манипуляции, оказывали помощь в экстренных случаях. В том, что воз и ныне там, вины медиков нет - вопрос упирается в экономические трудности. Это как раз тот случай, когда нам с вами, дорогие читатели, придется еще потерпеть.

Ангел-хранитель с... гаечным ключом

Вообще, у анестезиологов-реаниматологов тоже есть повод для обиды: слишком уж примитивно и поверхностно мы судим об их профессии. Когда в Англии провели среди населения анкетирование, то типичный ответ на вопрос "Что делает анестезиолог во время операции?" звучал так: "Измеряет давление и считает пульс". И это в стране, где была основана первая специализированная научная кафедра, а возглавивший ее доктор Макинтош удостоился за заслуги перед Отечеством звания сэра!

Конечно, по сравнению, скажем, с гинекологией и терапией анестезиология - специальность юная, ей неполных 160 лет. Но она одновременно одна из самых бурно прогрессирующих и наукоемких дисциплин. Недаром у врачей в ходу афоризм: "Анестезиолог - это первый врач, который взял в руки гаечный ключ". По словам Сергея Грачева, главного анестезиолога и реаниматолога Минска, в дополнение к "джентльменскому набору" обычного доктора (результатам осмотров, анализам и т.п.) анестезиолог должен иметь в своем распоряжении и сложную технику, это инструмент необходимейший. Сейчас даже трудно представить, какие муки приходилось претерпевать нашим предкам под ножом хирурга. Сохранился отчет об операции, которую в конце XVII века провели в одном из университетов Испании, центре тогдашней цивилизации, пациенту, проглотившему вилку. Его привязали к доске, углем нарисовали линию разреза... На второй час, после многочисленных обмороков, после которых бедолагу обливали водой, вилку таки извлекли. Увы, везло далеко не всем...

Анестезиолога называют еще ангелом-хранителем больного, его умиротворителем на операционном столе. "И дело даже не в самой боли, - утверждает Сергей Грачев. - Что происходит, когда нам больно? Сердцебиение, прилив крови, повышение артериального давления и т.д... Именно это фатально и опасно". И именно поэтому серьезные специалисты категорически против поиска простых решений в борьбе с болью, на которые не скупятся разномастные экстрасенсы и целители. Серьезные вопросы, допустим, вызывает такое понятие, как психопрофилактическое обезболивание, а уж гипноз, сеансы внушения "по Кашпировскому" анестезиологи вовсе брезгуют комментировать. Да, можно обмануть высшую нервную деятельность, но не вегетативную систему. Разве можно усилием воли расширить, скажем, правую бедренную артерию? Боль - такой же непроизвольный, неподконтрольный человеку процесс. Шутки с ней заканчиваются плохо. Покрыта мраком судьба женщины, которую Кашпировский оперировал без наркоза во время массовых телесеансов. Полным разочарованием закончился и эксперимент одного итальянского хирурга, который изобрел поверхностный наркоз: больной вроде и не чувствует боли и в сознании во время операции. Идеал? Отнюдь нет: потом в массовом порядке пациенты начинают впадать в послеоперационный психоз.

В сущности, именно анестезиологии обязана современная медицина - от нейрохирургии до эндоскопии - главными своими успехами. Без обезболивания операции, как в древнейшие времена, оставались бы малыми и непродолжительными, иначе пациент просто не перенес бы болевого шока. Самих анестезиологов пока не так уж и много - около 2 тысяч на всю страну. Между тем за год в одном только Минске проводится свыше 70 тысяч наркозов, только в крупнейшем специализированном отделении больницы скорой медицинской помощи - от 45 до 60 в сутки. Свой ангел-хранитель был у каждого сотого минчанина и у каждого десятого пациента стационара, хотя далеко не все знали его в лицо и задумывались назавтра о его работе. Что ж, ретироваться нашего противника, боль, заставляют настоящие профессионалы.

У опасного порога

Анна Ахматова была настоящей спартанкой. Когда встал вопрос о сложной операции и знакомые встревоженно спрашивали, каким будет наркоз, Анна Андреевна спокойно отвечала: "Мне это все равно. Хотя бы и совсем без наркоза. Один мой знакомый мельком проговорился при мне, что боится удалить зуб без обезболивающего - я таких людей не умею уважать". Естественно, не все такие стоики. Сама природа разделила людей на 4 так называемых "болевых" типа.

1. "Принцесса на горошине". Представителю этого типа страдания категорически противопоказаны. Войти в процедурный кабинет для него все равно что переступить порог камеры пыток. Ему нужно оберегать себя от травм и по возможности избегать болезненных медицинских манипуляций.

2. "Русалочка". Люди подобного рода тоже крайне чувствительны к боли, но обладают способностью мужественно переносить страдания. Им помогут маленькие психологические хитрости: представьте боль в виде воздушного шара, из которого понемногу выпускают воздух. Когда в ваших руках останется лишь обмякшая оболочка былого страдания, мысленно бросьте ее в мусорное ведро.

3. "Спящая красавица". Такие люди кажутся бесчувственными: слабую боль не замечают, но бурно реагируют на ее малейшее обострение. Здесь главное - не давать страданиям вывести себя из равновесия. Пейте болеутоляющие сборы из корня валерианы, травы тысячелистника, мелиссы и зверобоя (3:3:2:1). А во время медицинских процедур прислушивайтесь к себе. Пронзила боль? Попросите врача сделать местную анестезию.

4. "Стойкий оловянный солдатик". Это "ахматовский" тип, бравирующий своим равнодушием к физическим страданиям. Удалить зуб? Пожалуйста! Операция? Наркоза не надо! Таким единственное пожелание - не осуждайте переживания тех, кто слеплен из другого теста.

Как рукой сняло?..

Чего греха таить, многие из нас имеют против "сторожевого пса" собственный арсенал средств - теплая ванна, холодная грелка, рюмка горячительного плюс один-два препарата из походной аптечки. Каким из народных средств можно доверять и в каких случаях? Экспертом "СБ" любезно согласился выступить Иван Иванович Канус: "К народным методам нужно относиться с большой осторожностью. Конечно, сказать, что они не помогают, нельзя".

l Холод действительно прекрасно воздействует при острой, свежей травме. Обжегшись на кухне, можно просто немного подержать руку в морозильнике или в холодной воде - боль быстро уйдет. Хорошо снимает ее и тепло, но при воспалениях оно, наоборот, только усугубит положение.

l Снимая боль самостоятельно, главное - не проморгать опасную ситуацию. Скажем, при почечной колике рекомендуют горячую ванну: это поможет, если камень небольшой. Если же он приличного размера, то ванна даст временный эффект, а вы только напрасно отложите свой визит к врачу.

l Алкоголь для снятия боли вообще не рекомендуется, если речь не идет о согревающих компрессах. Во-первых, он токсичен, во-вторых, приводит к привыканию, а в-третьих, может даже подстегнуть развитие недуга - язвенной болезни, новообразования или цирроза печени.

l Есть универсальные спазмалитики, анальгетики - те же но-шпа, анальгин. Но в зависимости от причины болезни здесь тоже есть своя специфика. Например, замечено, что при артериальной гипертензии одному пациенту помогает одно, другому - другое. Иногда надо делать акцент на профилактику болевого синдрома. То есть при ишемической болезни принимать препараты, которые расширяют сосуды и улучшают кровоток, они будут эффективнее утолять боль, чем традиционные анальгетики.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter