Болкестайн cтрашнее Франкенштейна

«Старая» Европа протестует против «новой»
«Старая» Европа протестует против «новой»

Европарламент снова в осаде. Однако по сравнению с нынешними акциями протеста недавняя забастовка докеров может показаться игрушечным морским боем. На улицы Страсбурга и всех европейских столиц уже вышли десятки тысяч людей. Завтра депутаты должны решить судьбу так называемой директивы Болкестайн — закона, разрешающего восточноевропейским компаниям работать на западе Евросоюза без каких–либо лицензий, сертификатов и т.п. Для Западной Европы, страдающей от безработицы, нет ничего страшнее, чем нашествие гастарбайтеров с востока, готовых за любые деньги браться за любую работу. Не зря закон уже прозвали «директивой Франкенштейна». Противоречия между «старой» и «новой» Европой, проявившиеся на референдуме по Конституции и при обсуждении бюджета, обостряются.

Напомню, что в прошлом году в немалой степени из–за страха перед «польским сантехником» французы прокатили Европейскую конституцию. Суть нынешнего противостояния примерно та же.

«Идея сама по себе разумная, — говорит белорусский политолог Александр Тихомиров. — Однако ее реализация очень болезненная». Теоретически «директива Болкестайна» должна привести к реально единой Европе. Без выравнивания уровней экономического развития всерьез говорить о единстве нельзя. «Нечто похожее мы уже не раз наблюдали в истории Европейского союза. Когда вступали Испания, Португалия или, к примеру, Греция, разница между старожилами и на тот момент новичками была не меньшая, — напоминает политолог. — Но нынешняя ситуация более сложная, так как расширение было чересчур резким. Ранее принимали по две–три страны, а 1 мая 2004 года количество членов ЕС увеличилось с 15 до 25». По мнению Александра Тихомирова, с последним обстоятельством связаны не только споры вокруг директивы, но и другие проблемы, с которыми сегодня сталкивается Евросоюз. Например, провал референдумов по Европейской конституции.

Почему же брюссельские бюрократы не учли все риски? «Поддались эйфории, — считает политолог. — Они начали подводить под интеграцию сугубо политические лозунги. Мол, теперь–то ЕС станет глобальной силой. Не стоит сбрасывать со счетов и усилия лоббистов. Так, за расширение выступали ТНК, которые надеялись увеличить свои прибыли за счет новых рынков и дешевой рабочей силы. Да и сами бюрократы наверняка имели интерес: новые члены — новые посты».

По словам Александра Тихомирова, следует признать, что не готовы к переменам оказались как в Западной, так и в Восточной Европе. «Старая» Европа оказалась не готова взвалить на себя груз экономических проблем неофитов. Для нее, похоже, вообще главным было поделиться идеями: «Свобода, равенство, братство!» Этого добра хватает, а вот деньги... Евро счет любят. В свою очередь, в странах–новичках ожидания оказались слишком завышенными. Членская карточка в элитном клубе не способна сама по себе решить всех проблем.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter