Болезни роста: от чего страдают жители городов-гигантов

Болезни роста

От чего страдают жители городов-гигантов
В мире насчитывается более трех десятков мегаполисов, каждый из них служит домом для более чем 
10 миллионов человек. 
У крупных городов 
есть свои плюсы: чем больше людей и чем более развита 
там инфраструктура, 
тем больше появляется новых возможностей и вариантов оптимизации городских процессов. Но быстрый рост населения ведет также 
к загрязнению и росту цен 
на недвижимость. 
Эти проблемы, говорит физик-теоретик Джефри Уэст, становятся серьезнее по мере увеличения числа жителей: “Чем больше город, тем статистически больше всего 
в нем происходит в расчете 
на душу населения. Для того чтобы продолжать развитие, необходимо все время искать новые решения, причем делать это все быстрее и быстрее”. 
Принципы существования гигантских городов во многом схожи, но факторы, определяющие вектор развития каждого из них, сильно различаются. Каждому мегаполису приходится 
в процессе роста справляться со своими характерными проблемами. 




Каир: перенаселенность


В столице Египта живет более 18,5 млн человек, и уже почти 10 лет назад градостроители открыто признали, что она перенаселена и перегружена. В марте египетские власти обнародовали проект решения этой проблемы, в рамках которого через пять — семь лет планируется с нуля построить новый “безымянный Каир” к востоку от существующего города. 


Загвоздка в том, что не принимается в расчет человеческая природа, говорит градостроитель Уэндел Кокс: “Планировщики склонны полагать, что они могут волевым решением распределить людей по неким рабочим местам и люди никуда больше с них не денутся. Но мир динамичен. Такой подход попросту не работает”.


К тому же, это уже не первая попытка Каира начать с чистого листа. В 1970-х годах был заложен
Город имени 6 октября, расположенный в пустыне примерно в 30 километрах к западу от Каира. Позднее появился Новый Каир, в 38 километрах к востоку. Ни один из этих проектов не оказался успешным. В 2010 году американская газета New York Times написала, что большинство жителей новых городов составляли зажиточные люди: “Новые города еще сильнее подчеркивают и без того бросающийся в глаза в Египте разрыв между богатыми и бедными, и в них могут быть посеяны семена будущих конфликтов”.


Лондон: цены на жилье

Население британской столицы уверенно увеличивается и уже достигает почти 10 миллионов. Это дорого обходится тем, кто снимает жилье, и тем, кто его покупает. Сейчас средняя арендная плата за квартиру в Лондоне вдвое выше, чем по остальной Британии: 2118 долларов в месяц.


— Лондон стал очень популярным местом назначения для тех, кто может выбирать, в какой стране жить. В последние 20—30 лет он начал привлекать все больше состоятельных иностранцев. В результате цены на жилье в центре города очень сильно выросли, — отмечает архитектор Майкл Бэтти из Университетского колледжа Лондона.


В рамках проекта “Лондон меняется” в центре британской столицы появились плакаты с высказываниями недовольных квартиросъемщиков. Среди них есть, к примеру, такие: “В Лондоне грустно, если ты не богач”. Или: “Я не могу себе позволить жить в городе, в котором я родился”.
Рост арендной платы и цен на жилье частично вызван и ограничениями на пригородную застройку: дома нельзя строить на территории так называемого зеленого пояса, окружающего Лондон. 


По прогнозам ООН, к 2030 году на нашей планете будет 41 мегаполис с населением, превышающим 10 миллионов человек. Несмотря на печальную статистику, Джеффри Уэст находит и поводы для оптимизма: “Если нам удастся нормально прожить следующие 30 лет, то дальше, как мы полагаем (хотя это очень спорная теория), общая численность населения выровняется. Ближе к третьей четверти столетия нас ждет замедление темпов прироста мирового населения, нечто вроде стабилизации.


Мумбаи: транспорт

Население индийского Мумбаи составляет 21 миллион человек и постоянно растет. Общественный транспорт Мумбаи сильно перегружен, в особенности железнодорожные ветки, соединяющие пригороды с центром города. 


В 1991 году в попытке сдержать дальнейший рост города здесь были введены ограничения на максимальную высоту новых строений. Однако это привело лишь к тому, что трущобы расползлись вширь и обитатели пригородов стали жить дальше от центра.


В январе этого года горожане вышли на демонстрации с требованием улучшить эффективность железнодорожного транспорта. Их вывели из себя задержки поездов, сказавшиеся на половине всех пассажиров железной дороги в Мумбаи. Главная транспортная артерия города полностью остановилась.


Но даже тогда, когда поезда ходят, попасть в них непросто и ехать с комфортом вряд ли получится. Согласно отчету специалистов программы Международного сотрудничества и городского развития, состоящие из девяти вагонов поезда в Мумбаи рассчитаны на перевозку 2628 пассажиров. Однако в час пик эти поезда, как правило, перевозят около 4500 человек.


Поэтому городские власти вновь задумались над тем, чтобы строить ввысь. Доступное жилье в центре позволило бы сформировать сплоченные городские общины, а люди смогли бы жить недалеко от работы. 


Шанхай: загрязнение воздуха

В Шанхае стальное, цементное и стекольное производства вызвали резкое повышение уровня загрязнения. В итоге местные власти даже задумались над тем, не стоит ли выдавать местным жителям защитные маски.


Купер говорит, что в Китае загрязненность воздуха выше, чем где бы то ни было. Причем этот процесс не замедляется. “Они предпринимают попытки сделать воздух чище, особенно в последние пять лет. Данные, полученные со спутников, говорят нам, что объемы выбросов серы из их электростанций действительно стабилизируются и даже снижаются. Но в целом выбросы окислов азота из электростанций и автомобилей будут продолжать расти, по крайней мере в обозримом будущем”.


Китай планирует снизить уровень загрязнения в таких мегаполисах, как Шанхай, к 2017 году — частично за счет закрытия угольных электростанций. Однако в таком случае стране придется искать альтернативные, менее грязные источники энергии. А между тем шанхайский воздух продолжает представлять угрозу для здоровья.

Молли Крэйн 
BBC Future






Города-спутники выводятся на орбиту

Почти двухмиллионному Минску тоже приходится решать проблемы роста. Насущный вопрос — жилье. Для роста вширь есть ограничения: запрет на застройку пахотных земель вокруг столицы. В Минске постепенно сносят частный сектор, чтобы заполнить его новыми высотными жилыми кварталами. Вместе с домами вверх стремятся и цены на жилье: пятнадцать лет назад средняя стоимость квадратного метра была 300—350 долларов, сейчас — примерно 1,5 тысячи.


Жесткая установка Президента: Минск не должен выходить за кольцевую, а новое строительство необходимо концентрировать в городах-спутниках. У столицы их шесть: Дзержинск, Заславль, Логойск, Смолевичи, Фаниполь и г. п. Руденск. Планируется, что к 2030 году сюда переселится 104,5 тысячи жителей Минска.


Чтобы решить транспортный вопрос, в городе строят развязки. До 2017 года собираются создать транспортные узлы перекрестков: проспект Независимости — улица Филимонова, проспект Дзержинского — 1-е городское транспортное кольцо, улица Маяковского — улица Аранская. Для удобства жителей пригорода в этом году в столице открылись первые “перехватывающие” парковки — сейчас их три, вместимость — 200 машин каждая. Хотя, возможно, вскоре для работы далеко не всем придется въезжать в столицу: уже не первый год обсуждается вынос заводов за пределы города. Ранее планировалось, что к 2020 году Минск покинут 19 предприятий.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter