Почему мы так любим откладывать важные дела на потом

Болезнь из долгого ящика

Почему мы так любим откладывать важные дела "на потом"

Хочется делать что угодно, только не работать? Лазить в социальных сетях, читать блоги, проверять почту, точить карандаш, пить кофе, смотреть в окно, играть в компьютерные игры... Словом, работа подождет, еще минутка — и я вновь займусь делом. Знакомо, не правда ли? Тогда будете удивлены: у такого поведения даже есть название — прокрастинация. Ей в какой–то мере подвержены практически все, считает педагог–психолог II квалификационной категории Белорусского государственного технологического университета Инна Войтешонок и объясняет суть такого состояния.


Плюс да минус


Крайне трудно все время держать себя в тонусе и не отвлекаться от дел. И до тех пор, пока такое состояние не входит в привычку, оно считается нормой. Но для некоторых становится серьезной проблемой, которая, к слову, может указывать на физические заболевания и психологические отклонения. Часто такой человек подвержен депрессиям, очень неуверен в себе, порой лишен мотивации и жизненных приоритетов. Он отлынивает от работы любыми способами. А когда время совсем начинает поджимать — или не выполняет задание вовсе, или стремится успеть все в рекордные сроки. Конечно, ничем хорошим это, как правило, не заканчивается. Окружающие недовольны прокрастинатором, да и его самого начинает мучить чувство вины, а дальше — стресс и, как в замкнутом круге, еще большая потеря трудоспособности. Очень ярко прослеживается такое явление у студентов, не зря бытует мнение, что «от сессии до сессии живут студенты весело». Изрядное количество таких весельчаков весь семестр развлекается, а зубрежку откладывает на последние дни перед экзаменом. Но есть и более прозаичные варианты прокрастинации: посуда, которая скапливается в раковине Пизанской башней, например...


Кстати, явление это далеко не новое, а сам термин «прокрастинация» был известен еще в Древнем Риме. Что интересно, первоначально слово использовалось исключительно в положительном смысле: как умение не торопиться и не принимать скоропалительных решений. Однако со временем оттенок поменялся на противоположный. В 1682 году преподобный Энтони Уокер решил употребить этот термин в одной из своих проповедей и... заявил, что это грех. Слово нашло свое место на страницах печатных изданий и уже в XVIII веке вовсю использовалось в лозунгах промышленной революции.


От лени к прокрастинации один шаг


Профессор Дж.Р.Феррари, глава группы исследователей прокрастинации из Университета Карлтона в Оттаве, провел множество исследований, посвященных этой проблеме. И утверждает, что прокрастинация — это не просто нежелание заниматься чем–либо: человек ведь четко осознает, что не прав, откладывая и откладывая, от чего чувствует свою вину. Кстати, ученый также выяснил, что прокрастинаторами не рождаются. Все зависит от воспитания. И чаще всего с такой проблемой сталкиваются дети авторитарных родителей, которые не позволяют ребенку ничего решать самому.


Оказывается, у хронического откладывания «на потом» есть несколько ярко выраженных причин. Самая банальная — естественно, лень, которую порождает отсутствие или недостаток трудолюбия. Человек не хочет преодолевать трудности и прилагать какие–либо усилия. Но и у лени может быть своя подоплека — например, переутомление, несоответствие желаемого и требуемого или даже ощущение бесполезности выполняемой задачи. Еще одна причина — слабость характера. Есть люди, падкие на соблазны. Им нравится получать удовольствия, и они изыскивают любые способы, чтобы постоянно пребывать в собственной зоне комфорта. Оглянитесь вокруг: сплошь и рядом молодые люди прячутся от действительности, погружаясь в компьютерные игры... Кроме того, человек может быть просто не подготовлен к выполнению определенной работы.


А некоторые тянут резину от страха. Есть такой тип людей, которые в волнении и беспокойстве никак не могут сконцентрироваться на работе. У них мозг словно зависает, как перегруженный компьютер. К слову, и страх бывает разным: одни не хотят работать на результат, боясь критики и ответственности. Другие — страшатся оставить свой островок комфорта. Прокрастинация может развиться и если работа не в радость или когда результат заставляет себя долго ждать. Та же проблема может возникнуть, когда на человека внезапно наваливается много задач и он не в силах расставить приоритеты: хватается то за одно, то за другое, не заканчивая в итоге ничего. И, наконец, обычная усталость, причем любая — физическая, умственная, душевная или духовная.


Как взять себя в руки?


Прокрастинацию можно победить, хотя, конечно, над собой придется поработать, убеждена Инна Войтешонок. Вот ее рекомендации.


Расставьте приоритеты: начинайте с важных и срочных дел (форс–мажор, горящий проект и тому подобное). Затем занимайтесь важными, но несрочными (например, крупный проект, до конца которого еще полгода). Потом решайте вопросы с неважными и срочными задачами (типа встречи выпускников, ежедневных совещаний). И только в последнюю очередь — неважные и несрочные дела. А это как раз и есть праздное посещение «всемирной паутины», общение в скайпе, проверка почты, наведение порядка на столе и так далее. Все эти мелочи не приносят результата, но съедают уйму времени.


Разбейте большое задание на мелкие подзадачи и выполняйте их последовательно.


Настройте себя на работу, заменяя формулировку «мне нужно это сделать» на «я хочу это сделать» или «от меня ждут результата» на «я сам нацелен на результат». Это снимает внутренние барьеры.


Составьте план с жесткими сроками, тогда у вас не будет времени на безделье. Кроме того, четко сформулируйте свою цель. И при выборе дел вы сможете руководствоваться простым принципом: все, что не приближает к цели, — в сторону.


Отдохните. Когда организм или психика истощены, работоспособность становится ниже. При этом если вы устали физически, то восстановить силы поможет умственная деятельность, и наоборот.


Абстрагируйтесь. Если устранить причину стресса нельзя, попробуйте не думать об этом, успокоиться и сосредоточиться на насущных делах.


Воспитывайте силу воли. Самый сложный, но и самый действенный способ — сказать «нет!» пустой трате времени и сконцентрироваться на работе. Но, к сожалению, большинство из нас не способны применить этот совет на практике. Опять же от лени и слабости характера.


Советская Белоруссия №54 (24437). Суббота, 22 марта 2014 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter