ФАП в деревне Рясно Сенненского района закрыли. Смогут ли сельчане получать медпомощь, как и ранее, ежедневно?

Болеть велено два раза в неделю?

Жительница сенненской деревни Рясно Нина Подолинская: «Без доктора на ФАПе мы осиротели...»

Доступность и качество медицинской помощи на селе стали острой проблемой, которую Александр Лукашенко обозначил на совещании по актуальным вопросам здравоохранения 23 мая текущего года. По итогам этой встречи Глава государства подписал распоряжение «О повышении эффективности работы системы здравоохранения», которое будет своего рода дорожной картой решений обозначенных проблем, где особое внимание уделяется сельским жителям.

На совещании Президент затронул тему оптимизации фельдшерско-акушерских пунктов. К этому вопросу Александр Лукашенко потребовал подходить взвешенно, обдуманно, исходя в первую очередь из интересов людей и целесообразности. И уж если закрывать и оптимизировать ФАПы, то сначала завезти передвижные медицинские комплексы.

Через несколько дней после этого выступления Президента в издательский дом «Беларусь сегодня» поступило письмо от жительницы деревни Рясно Сенненского района Нины Подолинской. В нем женщина как раз и рассказывает о том, что ее односельчане остались без постоянной медицинской помощи.

Наш корреспондент поспешил разобраться во всех звеньях проблемы.

Письмо в редакцию

«Добры дзень, паважаная рэдакцыя! Хачу расказать аб маёй праблеме: ужо больш за паўтара тыдні жыхары нашай вёскі знахо­дзяцца без медыцынскай дапамогі. Калі вельмі прыцісне, то з горада Сянно прыедзе машына хуткай, а гэта каля трыццаці кіламетраў. Больш года таму жыхароў нашай вёскі далучылі да суседняга ФАПа (Пурплевского. — Прим. авт.) і прывозілі да нас фельчара. Наша доктар Вольга Віктараўна добра разумела, як трэба з намі, старымі, працаваць. Не чакала, пакуль мы прыкульгаем на прыём, а рабіла аб'езд сама. Ведала, каму рану перавязаць, каму выпісаць таблеткі. Дзякую ёй за гэта!

Але вось на мясцовы ФАП (Рясненский. — Прим. авт.) прыехала камісія на чале з галоўным урачом Сенненскай раённай бальніцы. Пастанавілі: падлогу трэба рамантаваць, печка дыміць, аконная рама гнілая. Рашэнне вынеслі: нашу медыцынскую ўстанову закрыць. Пасля гэтага дзесьці два тыдні прысылалі нам урача, а потым перасталі. А як жа быць нам, старым? Мы без доктара асірацелі.

У нашай вёсцы ўсё закрылі: фельчарска-акушэрскі пункт, школу, магазін. Мабыць, у гэтым маецца рацыя, бо людзей зусім мала засталося — чалавек трыццаць. У ваколіцах вёсак шмат: Васількава, Камарова, Бабаедава, Пацкава, Вейна і іншыя. У кожнай жыве па пяць, тры, сем чалавек. І аддаленасць паміж населенымі пунктамі немалая. На якім веласіпедзе да іх урачу даехаць? Ды і мы хворыя да горада наўрад ці даклыпаем. Хто нам дапаможа?»

Ни уколов, ни автобуса

Фельдшер Пурплевского фельд­шерско-акушерского пункта Ольга Закревская, которую упомянула в письме Нина Ильинична, рассказала, что население Ряснянской зоны (113 человек из 12 деревень) она обслуживает с прошлого года, а с 17 апреля их прикрепили к Пурплевскому ФАПу.

— Когда я начала работать еще и на Рясненском ФАПе, дали машину и я ездила туда каждый день, обслуживала и вызовы. Для ФАПа в Рясно больница арендует помещение у «Белпочты», его действительно надо ремонтировать. Когда 17 апреля ФАП закрыли, машину стали выделять два раза в неделю — в четверг и субботу, — пояснила фельдшер.

Уже по телефону Нина Подолинская отметила, что особо остро проблема в медобслуживании возникает, когда доктор прописывает серию ежедневных уколов, как это было в ее случае: колоть нужно было десять дней подряд, а Ольга Викторовна могла приехать только два раза в неделю, иногда выручали соседи, но были дни, когда некому сделать инъекцию. Добраться до Пурплевского ФАПа сложно, если нет собственной машины.

Как выяснилось, в деревне Рясно, которая находится почти на границе Сенненского и Толочинского районов, проблема не только с доступностью медицинской помощи, но и с транспортом. Автобус из райцентра ходит в Рясно дважды в неделю: во вторник в 06:20 и 16:15 и в субботу в 06:20 и 11:40. При этом в справочной автовокзала Сенно мне сказали, что лучше все-таки уточнить перед планируемой поездкой. Не всегда хватает техники, а в Рясно людей мало, поэтому автобус могут отменить.

Как же фельдшер добирается до своих пациентов в отдаленных деревнях, когда нет машины?

— Семь лет назад нам выдали электровелосипеды. Батарея рассчитана на десять километров, но уже старая, не всегда ее хватает, а на днях и зарядное сломалось. Езжу на электровелосипеде, пока погода позволяет, по снегу зимой далеко не уедешь. Когда нет машины, иду пешком, а иногда подвезет кто-нибудь, — рассказала Ольга Закревская.

Медпомощь в аварийном здании?

Главврач Сенненской центральной районной больницы Кристина Горчинская отметила, что электровелосипеды выдавались не для того, чтобы фельдшер ездила из одного населенного пункта в другой (для этого есть автомобиль), а чтобы в той деревне, где находится ФАП, не ходить пешком с сумкой, а подъезжать от дома к дому.

— Срок эксплуатации аккумулятора электровелосипеда — 5 лет — уже истек. В прошлом году благодаря нашему профсоюзу мы отремонтировали их, и фельдшеры могут ездить по своему участку, — добавила главврач.

— Можно ли было избежать закрытия ФАПа в Рясно? И смогут ли его пациенты получать и дальше качественную медицинскую помощь? — поинтересовалась я у Кристины Антоновны.

— ФАП не закрывали, а перевели на передвижную форму обслуживания населения. Это когда фельдшер выезжает к пациентам на нашем закрепленном транспорте и оказывает медицинскую помощь на дому, а не в фельдшерско-акушерском пункте, — уточнила доктор.

В апреле комиссия Сенненской ЦРБ осматривала состояние всех фельдшерско-акушерских пунктов района. Помещение, в котором находится Рясненский ФАП, признано аварийным. Акт по состоянию здания медики отправили арендодателю — «Белпочте». Главврач считает, что делать там косметический ремонт — бюджетные деньги на ветер, а оказывать медицинскую помощь дальше в непригодном для этого помещении не могли, поэтому и перевели пациентов на передвижную форму обслуживания.

— Со второго полугодия планируем там работу передвижного медицинского комплекса. Фельд­шер остался тот же. Связаться с ним можно в любой момент по мобильному телефону, он указан и на сайте нашей больницы. Если нужна экстренная медицинская помощь, то приедет «скорая» либо «неотложка». Поэтому все критерии оказания качественной медицинской помощи мы выполняем в полном объеме, — сказала Кристина Антоновна.

Заменит «скорая помощь»

В деревне Рясно прописано около 200 человек, но живет 113. Раньше фельдшер работала там на 0,25 ставки и выезжала ежедневно, но всего на 1 час 37 минут. Сейчас медработник на участке целый день, но два раза в неделю. Если кому-то нужен курс уколов, например десять подряд, то, по словам главврача ЦРБ, для этого часто используются стационары на дому.

— Это когда фельдшер берет не одного, а сразу нескольких пациентов в одной деревне с разными заболеваниями и выезжает к ним дополнительно для оказания медицинской помощи, предупреждая нас об этом заранее, чтобы можно было выделять транспорт ежедневно, — отметила руководитель районного здравоохранения.

Однако пару раз в год случается, что транспорт отсутствует: то водитель заболеет, то в отпуске, а заменить некем. Все предусмотреть невозможно, как и избежать полностью человеческого фактора. Для таких случаев и существует скорая помощь и неотложка, добавила главврач.

КОМПЕТЕНТНЫЙ КОММЕНТАРИЙ

Заместитель начальника главного управления по здравоохранению Витебского облисполкома Людмила Ковалева:

— У нас приостановлено закрытие ФАПов, пока четко не выявим, что это действительно необходимо. Мы объехали, осмотрели все ФАПы. Решаются вопросы по улучшению их материально-технического состояния, организации медицинской помощи населению, закрепленному за каждым медучреждением на селе. Рассматривать вопрос о закрытии ФАПов будем, только проработав все вопросы в совокупности: цена ремонта, материально-техническая база, отсутствие медработника и наличие компенсирующих мер — это выездные бригады, другие медработники, выездные формы работы поликлиник, амбулаторий. Приобретаем передвижные медицинские комплексы. В населенных пунктах с большим количеством жителей, где имеются ФАП, амбулатория, участковая больница или больница сестринского ухода, в структуре которой есть амбулатория врача общей практики, нет проблем с оказанием медицинской помощи. Однако в удаленных деревнях, где живут всего по несколько человек, в основном пожилые, транспортное сообщение отсутствует вообще. И чтобы куда-то выехать, людям надо несколько километров пройти до ближайшей остановки. Поэтому наша задача — в первую очередь обеспечить медицинской помощью жителей деревень, для которых проблема добраться до лечебного учреждения. Здесь и помогут передвижные медицинские комплексы. Они будут курсировать по графику с нужными в конкретном пункте специалистами. Жителям можно будет сделать электрокардиограмму, забор крови на анализ, измерить артериальное и внутриглазное давление, осуществить осмотр женского населения, назначить лечение и определить нуждаемость в дополнительных методах обследования, реализовать лекарственный препарат. Дальше решаем, когда в эту же деревню приедет медкомплекс повторно, надо ли направить человека в стационар, в том числе и для проведения курса лечения. Для тех же десяти уколов подряд целесо­образнее положить человека в стационар, чем гонять машину ежедневно за 10—15 километров. Цель передвижного медицинского комплекса — доехать до каждого жителя и оказать необходимый объем медицинской помощи.


Ну что ж, Нине Подолинской и другим жителям деревень, которые обслуживались Рясненским ФАПом, осталось потерпеть совсем немного, пока до них доедет медкомплекс. С главврачом Сенненской райбольницы мы договорились, что обязательно сделаем репортаж с ФАПа на колесах.

P.S. Вроде, медицинская проблема решается, а вот транспортная — увы! — остается. «СГ» продолжит следить за развитием событий.

alimova@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter