Бокалы, к бою!

Как у нас раньше пиво варили С волнением приступаю к написанию этой статьи, ведь речь в ней пойдет о напитке, дорогом сердцу каждого мужчины, - о пиве.
Как у нас раньше пиво варили

С волнением приступаю к написанию этой статьи, ведь речь в ней пойдет о напитке, дорогом сердцу каждого мужчины, - о пиве. Увы, не гремят на весь мир наши пивные брэнды. Но, несмотря на это, белорусское пиво вполне может быть предметом национальной гордости. Для этого достаточно хотя бы вспомнить, как сильно наши предки любили янтарный напиток. О том, как белорусы пили и готовили пиво, мне рассказал исследователь истории материальной культуры Беларуси Александр Белый.

Наши прадеды знали толк в пиве. В XVII - XVIII веках зажиточный шляхтич Речи Посполитой ежегодно выпивал 700 - 1.000 литров пива. Это действительно много. К примеру, чехи, самая "пивная" нация в мире, потребляют нынче 160 литров пива в год. Фактически наши предки пили пиво вместо воды. Правда, оно было тогда послабее - около 1,5 процента крепости. Один из шляхтичей того времени писал: "Пива не было, поэтому пили только воду, из-за чего я впал в великую флегму и начал на здоровье слабеть".

А еще пиво было незаменимым ингредиентом в кухне всей бывшей Речи Посполитой. Варили горячее пиво с медом или маковым молоком, и колбасы в пиве, и другие блюда. На протяжении столетий шляхетские пиры невозможно было представить без пивного супа, который заправлялся, как правило, сырым яичным желтком, сметаной, творогом и разными специями. Такой суп назывался "граматкай", "бярмушкай" или "фарамушкай". Также было популярно пиво, подогретое с кусочками черствого хлеба или творогом. Французский инженер Гийом де Баплан записал в середине XV века: "Поляк во время обеда пьет только пиво в огромных стаканах, положив в них гренки, политые маслом". Пивные супы заменяли в Речи Посполитой кофе и чай, которые начали их вытеснять только с XV века, однако еще в XX веке "граматка" пользовалась большой популярностью.

Обычно пиво, которое варилось в избах, и даже в имениях, не отличалось высоким качеством. Для его приготовления использовали подручные средства - треногу, котелок и бочку. Варили пиво крепостные пивовары, которые не отличались высоким мастерством, к тому же нередко приворовывали, поэтому многие книги по рациональному ведению хозяйства того времени частенько поучают, как таких работников контролировать.

В домашних условиях чаще всего делали обычное или, как его еще называли, "ординарное" пиво. Впрочем, оно было не самым плохим напитком. Существовал еще "падпiвак" или "тазьб„р", который готовили, обрабатывая оставшийся после варения осадок. Это была как бы "вторая заварка". В неурожайные годы пиво нередко варили из пырея - порой получалось неплохо. А нередко бывало, что, побаловавшись таким "термоядерным" напитком, болели и даже умирали.

Хорошее пиво варили в городах, особенно в тех, где существовали давние пивоваренные традиции. И все-таки по сравнению с Германией и Англией в Речи Посполитой действительно качественных марок пива было не так много. Славились оршанское, гродненское, могилевское, ловецкое, варецкое и некоторые другие сорта. Сохранился исторический анекдот, будто папа Климент V в свое время посетил Польшу. Он настолько полюбил варецкое, что позднее, на смертном одре, в бреду говорил "Piva di Varka". Кардиналы, которые собрались вокруг больного, думая, что он зовет на помощь какую-то малоизвестную святую, стали истово молится: "Sancta Piva di Varka, ora pro nobis" ("Святая Пиво с Варки, помолись за нас!").

Основным местом, где городские и сельские любители пива проводили время, была корчма - одноэтажное деревянное здание, обычно стоявшее в городе на бойком месте, только не около церкви. Корчма в конце XIX - начале XX века не сильно отличалась от обыкновенной пивной времен расцвета социализма. Это было достаточно демократичное заведение, куда после трудового дня стекались рабочий люд, крестьяне, небогатая интеллигенция и мелкая шляхта. Корчма не претендовала на ресторанный уровень обслуживания, чистотой тоже не всегда блистала, но народом была любима.

При этом пиво было напитком не для бедных. Те, кто гнался за быстрым эффектом при минимальных затратах, предпочитали водку и крепкое вино - они подешевле и в голову дают сильнее. Пиво же пили как минимум зажиточные крестьяне - не спеша, бокал за бокалом, обсуждая последние новости. В качестве закусок были распространены традиционные вареные раки, селедка и сушеная рыба.

Прадеды чаще всего пили свое, родное пиво. Импортные марки для рядового белорусского потребителя были практически недоступны из-за высоких ввозных пошлин. Позволить выпить немецкого или английского портера могли только состоятельные люди.

...В 1789 году Кароль Радзивилл по прозвищу Пане Коханку заходит в модный варшавский магазин, интересуясь новинками. Ему показывают недавно появившийся английский портер. Радзивилл, недолго думая, покупает всю партию - 4 тысячи бутылок. Каждая бутылка благородного напитка стоила в 15 - 20 раз дороже местного пива. За несколько дней английский портер был выпит князем и его свитой...

Западное пиво пытались имитировать или в технологии приготовления, или хотя бы в названии. В дореволюционной Российской империи около 30 заводов назывались "Бавария", около 15 - "Богемия". Самым вожделенным для белорусов было рижское пиво, в частности его знаменитые марки "Вальдшлосхен" и "Фон Бюнгнер".

Знаковая дата для нашего пива - 1864 год. В это время в Российской империи резко уменьшили акцизы на пивоварение. После этого на нынешней территории республики стремительно "растут" пивоварни. Некоторые из них работают по сей день. Например, минский пивоваренный завод - самый старый из доживших до наших дней заводов страны. Кстати, стоит на том же самом месте, где и был основан.

Нередко пивные магнаты тратили деньги, заработанные на продаже хмельного напитка, на благое дело. Одним из главных спонсоров издания скориновской Библии был виленский бургомистр Богдан Оньков, который занимался в том числе и откупом пивных корчм. Еще один пример "пивного мецената" - известный общественный деятель, минский городской глава граф Кароль Чапский, с именем которого связан расцвет столичного пивоваренного завода, известного сегодня как "Оливария". Своими личными доходами Чапский нередко закрывал дыры в городском бюджете! Благодаря "пивным" деньгам в Минске появились конка, телефонная связь, электрическое освещение и многое другое...

Александр Белый, наверное, самый осведомленный сегодня знаток истории отечественного пивоварения, как, впрочем, и истории белорусской кулинарии и гастрономии вообще. Для него поиск интересных "пивных" фактов - скорее увлечение. Уже сейчас у Александра собралось достаточно материала на объемную книгу об отечественных пивоварах. Когда она увидит свет, пока говорить сложно, работа над ней еще идет. Мы же будем надеяться, что прочтем еще не одну любопытную страницу о прошлом хмельного напитка.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter