В стабфонд планируется заложить около 57 000 тонн свежей плодоовощной продукции и 6500 тонн яблок

Богатый запас на зиму

Наполнение стабилизационного фонда, обеспечение потребительского рынка отечественной плодоовощной продукцией и экспорт свежих овощей и фруктов — эти и другие вопросы обсудили представители ­МАРТ, Белкоопсоюза и других заинтересованных организаций в пресс-центре Дома прессы.
Годовая потребность в овощах для продажи населению составляет около 300 тысяч тонн.

Сегодня на потребительском рынке страны достигнуты сбалансированные спрос и предложение по основным группам свежей плодоовощной продукции. Годовая потребность в овощах для продажи населению — около 300 тысяч тонн. Это менее половины объемов производства сельскохозяйственных организаций и крестьянских фермерских хозяйств.

Начальник отдела управления организации торговли и общественного питания Министерства антимонопольного регулирования и торговли Наталья Мельникова рассказала, что внутренний рынок в полном объеме обеспечен отечественным картофелем и овощами:

— Уровень самообеспечения картофелем и овощами в стране составляет более 100 процентов, по фруктам и ягодам немного недотягиваем — 67. Потребность в основных видах свежей плодо-овощной продукции удовлетворяется в основном за счет отечественных товаров. Например, удельный вес белорусского картофеля в продаже — свыше 90 процентов, свежих овощей — почти 75, яблок — около 30.

Для гарантированного обеспечения внутреннего рынка своими продуктами плодоовощная продукция включена в ассортиментные перечни. В магазинах с универсальным ассортиментом товаров должно быть представлено до 22 наименований свежей плодоовощной продукции (в зависимости от размера торговой площади), а также от 4 до 45 — быстрозамороженной.

Продукция поставляется в торговые объекты по прямым договорам, а также из стабилизационных фондов, ежегодно создаваемых облисполкомами и Мингорисполкомом, для обеспечения населения в межсезонный период. Местные органы до 15 ноября утверждают графики ежемесячного использования и обеспечивают контроль за их соблюдением до 31 мая. На межсезонный период 2021/22 года в них планируется заложить около 57 тысяч тонн свежей плодоовощной продукции и 6500 тонн яблок. 

Реализация свежей плодоовощной продукции осуществляется по основным каналам. Это объекты розничной торговли, сельскохозяйственные и смешанные рынки, ярмарки и специально отведенные площадки, стабилизационные фонды. Особенно полюбились горожанам ярмарки, где можно купить свежие овощи и фрукты по ценам производителей: капусту и морковь — от 35 копеек, картофель и свеклу — от 50, лук — от 60, яблоки — от 80. Цены варьируются в зависимости от многих факторов, в том числе потребительских качеств, сортности, региона… По всей стране проведено уже более тысячи ярмарок. 

В этом году ­МАРТ предложил дополнительный инструмент реализации произведенной продукции — биржевые торги. В качестве покупателей выступят розничные сети, а продавцами — фермерские хозяйства и крупные сельхозпроизводители. Ожидается, что это позволит снизить стоимость овощей и фруктов для конечных потребителей. Торги будут проходить еженедельно по мере поступления заявок от покупателей. 

Реализация свежей плодоовощной продукции осуществляется по основным каналам. Это объекты розничной торговли, сельскохозяйственные и смешанные рынки, ярмарки и специально отведенные площадки, стабилизационные фонды.

— Через собственную торговую сеть мы реализуем около 2,7 тысячи тонн плодоовощной продукции в месяц. При этом 96,6 процента — это отечественные товары, — озвучил цифры заместитель начальника управления заготовок Белорусского республиканского союза потребительских обществ Белкоопсоюза Юрий Соколовский. — Круглогодично осуществляем закупку продукции как у сельхозпроизводителей, так и населения. Эту продукцию реализуем перерабатывающим предприятиям, а также отгружаем на экспорт. Нами уже закуплено 11,7 тысячи тонн картофеля, 22,8 тысячи тонн овощей, более 25 тысяч тонн фруктов. В текущем сезоне сделана закупка 1300 тонн клубники, из которых 815 тонн — товарная ягода, реализованная в торговой сети. Это почти в 2,5 раза больше аналогичного периода прошлого года. 

Сейчас активно заготавливаются яблоки, голубика и даже арбузы. Среди относительно новых видов — белорусские абрикосы и грецкие орехи. Кстати, голубику люди берут довольно охотно, хотя это не самый дешевый продукт. Через собственную торговую сеть Белкоопсоюз уже закупил и реализовал 50 тонн этой ягоды, что в три раза больше, чем в 2020-м.

Излишки выращенной продукции может сдать любой желающий. Для этого не нужно никаких справок и сопроводительных документов. Главное, чтобы продукция была качественной и соответствовала действующим нормам. В экспериментальном формате в интернете работает интерактивная карта, на которой можно найти все 715 заготовительных пунктов.

Напоследок начальник отдела технологий консервирования пищевых продуктов Научно-практического центра Национальной академии наук Беларуси по продовольствию Людмила Павловская рассказала о важном направлении — разработке для питания детей дошкольного и школьного возраста:

— Эта ниша не совсем заполнена. Зачастую используются продукты, которые не относятся к специализированному детскому питанию. Мы разработали необходимую документацию и наименование на 52 вида детских соков и нектаров. При этом учли требования Минздрава по показателям безопасности и качества. 

gorbatenko@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter