Богатыри четвертого поколения

На соискание государственной премии Республики Беларусь в области науки и техники коллективом ПРУП “Минский завод колесных тягачей” выдвинута научная работа, успешно реализуемая на практике, — “Разработка и освоение производства специальных колесных шасси четвертого поколения военно-технического и двойного назначения”. Она стала одним из важнейших и значительных технических воплощений в развитии транспортных баз для наземного подвижного вооружения и военной техники последнего времени.

Из кризиса — на шасси
Минский завод колесных тягачей (УП “МЗКТ”) является унитарным предприятием со 100-процентным государственным капиталом Республики Беларусь, созданным на базе производственной структуры Минского автомобильного завода “Производство специальных колесных тягачей”. Более сорока лет предприятие разрабатывает и изготавливает специальные колесные шасси, которые составляют основу подвижности наземных ракетных комплексов стратегического и оперативно-тактического назначения, реактивных систем залпового огня большой мощности, ракетных комплексов противовоздушной обороны и других комплексов вооружения и военной техники.
За время существования предприятия спроектировано и запущено в серийное производство более 180 образцов специальной автомобильной техники, ставшей транспортной базой для почти 80 систем вооружений и военной техники, автомобилей, работающих в народном хозяйстве в тяжелых климатических условиях Сибири, Дальнего Востока, Средней Азии. Автомобильная техника МЗКТ присутствует и эксплуатируется на всех континентах земного шара.
В начале 90-х годов заводу, как и многим предприятиям ВПК бывшего Советского Союза, пришлось самостоятельно выбираться из кризиса. Отделение производства колесных тягачей от МАЗа в самостоятельное предприятие произошло как раз в 1991 году. Это время стало жестоким испытанием на прочность и выживаемость. На тот момент оборонный заказ снизился практически до нуля, но начавшему терять силы производству удалось удержаться на мощных шасси. Вовремя сориентировавшись, предприятие перешло на выпуск крупногабаритной техники для мирного промышленного использования. А потом возобновились и заказы для “оборонки”. Что немаловажно, удалось сохранить и профессиональный уровень коллектива.
В настоящее время на базе военных шасси разработан и поставлен на поток выпуск ряда автомобилей, работающих в нефтегазовой, транспортной, строительной, дорожно-строительной, коммунальной и других областях народного хозяйства. Технику МЗТК можно встретить в тех промышленных сферах, где требуется особо высокая грузоподъемность, где тяжелейшие дорожные и климатические условия. Кстати, название торговой марки, под которой завод выпускает свои автомобили, — “ВОЛАТ”. Действительно, силушкой и передовой инженерной мыслью этих железных богатырей конструкторы не обидели.
Восемь осей на гибкой раме
Теперь непосредственно о самих разработках. Восьмиосное полноприводное специальное колесное шасси МЗКТ-79221, созданное для размещения агрегатов подвижного грунтового ракетного комплекса (ПГРК) “Тополь-М”, по своим техническим параметрам на сегодняшний день не имеет аналогов в практике мирового автомобилестроения. ПГРК “Тополь-М” сегодня становится базовым для всей группировки ракетных войск стратегического назначения Вооруженных сил Российской Федерации.
Следует отметить, что при создании шасси МЗКТ-79221 использованы новые технические решения, позволяющие значительно повысить готовность к выполнению поставленных боевых задач в любых условиях, обеспечивать маневренность, скрытность действий и живучесть частей, подразделений и отдельных пусковых установок, а также надежность управления и автономное функционирование в течение длительного времени. Это обеспечивается техническими характеристиками шасси МЗКТ-79221: колесная формула 16х16, управляемые первые три и последние три оси, радиус поворота — 18 м, двигатель мощностью 800 л.с., шины диаметром 1,6 м. При полной массе более 120 тонн шасси может развивать скорость до 45 км/час и имеет запас хода 500 километров. За счет подвижности и маневренности шасси МЗКТ-79221 “Тополь-М” способен производить пуски из любой точки позиционного района, а не из ограниченного числа заранее определенных позиций.
Принципиальное отличие новой разработки от семиосных предшественников довольно значительное. Здесь используется двигатель автомобильного типа вместо танкового, который стоял на тех автомобилях. Таким образом, ресурс его стал выше. Также установлена новая усиленная гидромеханическая передача собственной разработки под 800-сильный двигатель ЯМЗ-847 производства Ярославского моторного завода. Разработаны и используются принципиально новые редукторы мостов, которые представляют собой и раздаточные коробки. Для этих полноприводных шасси характерна оригинально разработанная пневмогидравлическая независимая подвеска.
Еще одним новшеством можно назвать рулевое управление, которое выполняется тремя передними осями и тремя задними. Это и позволяет махине длиной более 20 метров вписываться в восемнадцатиметровый радиус поворота. При езде по ровной дороге для безопасности движения задний блок колес может блокироваться, и поворот в таком случае будет осуществляться тремя передними.
Настоящим ноу-хау можно назвать и гибкую раму автомобиля, имеющую возможность скручиваться. Таким образом дополнительно к шинам и подвеске она амортизирует передающиеся от дороги колебания и неровности, что очень важно для ракетной техники, требующей чрезвычайно аккуратного обращения. Крепление оборудования (кузова) на шасси осуществляется на трех точках. Это оригинальный способ, который тоже позволяет “гасить” колебания без ущерба для прочности крепления.
Что касается кабины, то ее разработка тоже принадлежит заводу. Сделана она не из металла, а из стеклопластика. При этом экипажу обеспечивается и защищенность от внешних воздействий. По желанию заказчик может самостоятельно установить и дополнительную бронезащиту.
Четырехосное полноприводное шасси МЗКТ-7930 грузоподъемностью 25 тонн создано как специальное шасси для монтажа и транспортирования вооружения и военной техники. Шасси входит в состав машин обеспечения боевого дежурства ПГРК “Тополь-М”, агрегатов тактического ракетного комплекса “Искандер”, комплексов противовоздушной обороны С-300 и С-400, береговой обороны “Бал-Э”, системы залпового огня “Ураган-1М” и ряда других.
Шасси полностью соответствует требованиям, предъявляемым к транспортным базам для обеспечения монтажа, привода, транспортировки, поддержания в установленной степени боевой готовности и обеспечения боевой работы комплексов ВВТ.
В отличие от восьмиосного собрата у этого шасси агрегатная база хотя и выполняет те же функции, но совершенно другого типоразмера. Рама гибкая, скручивающаяся, но профиль другой конфигурации. Кабина также стеклопластиковая, но трехместная. Подвеска торсионная, изготовлена из специальной стали, работающей как упругий элемент.
От рождения мысли до ее воплощения
Любая разработка в интересах Минобороны обязана пройти полный цикл опытно-конструкторских работ — от технического предложения до испытания опытного образца. Например, до постановки в серийное производство восьмиосного шасси МЗКТ-79221 потребовалось более шести лет. Только гарантийный пробег с массогабаритным макетом будущего военного оборудования составил две тысячи километров. Для автомобиля массой более 120 тонн и максимальной скоростью до 45 километров в час (по назначению больше и не требуется) это серьезное испытание относительно временных рамок.
Сейчас продукцию завода закупает практически весь мир, выпускается примерно одинаковое количество техники для военных и гражданских нужд. Идет работа по технологическому перевооружению предприятия, на что выделяются значительные средства. Предприятию требуются новые рабочие площади. Заказов поступает очень много, поэтому одна из проблем, которую завод пытается решить, это расширение производства.
И в плане новшеств завод не стоит на месте. Пока все новые задумки держатся в секрете, но уже сейчас можно сказать, что вполне успешно реализуются разработки новых образцов автомобильной техники для обеспечения установки новых систем вооружения.

Показатели

С приходом в 2003 году нового генерального директора Синеговского Геннадия Александровича предприятие стабильно наращивает выпуск автомобильной техники. Так, за I полугодие 2008 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года процент роста объема товарной продукции составил 137,4, экспорта товаров — 206,7, темпа роста валютных поступлений — 169,9, уровня рентабельности — 9,9.

 

Под грифом “секретно” Многотонное эхо “холодной” войны

В производственной истории ПРУП “МЗКТ” были работы, достойные книги рекордов. Еще во времена СССР здесь были созданы и изготовлены специальные автомобильные шасси грузоподъемностью 220 тонн! Гигантские автомобили проходили испытания на специальной базе на Байконуре, причем в условиях строжайшей секретности. Обкатка проводилась ночью в определенное время, чтобы машину сверху не засек вражеский спутник-шпион. О запредельной силе ракетного комплекса “Целина-2”, который предполагалось установить на эти шасси, можно только догадываться.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter