Богатым быть лучше. В республике вдвое снизилось количество семей с доходом ниже бюджета прожиточного минимума

Однако останавливаться на достигнутом Беларусь не собирается. Для решения проблем малообеспеченных категорий населения весной прошлого года стартовал проект «Содействие в подготовке основных направлений Национальной стратегии предотвращения бедности в Республике Беларусь». Разработка стратегии, о которой говорится в проекте, инициирована правительством республики и поддержана Программой развития ООН.
Однако останавливаться на достигнутом Беларусь не собирается. Для решения проблем малообеспеченных категорий населения весной прошлого года стартовал проект «Содействие в подготовке основных направлений Национальной стратегии предотвращения бедности в Республике Беларусь». Разработка стратегии, о которой говорится в проекте, инициирована правительством республики и поддержана Программой развития ООН. Работа за это время проделана большая, и уже есть вполне конкретные результаты. Специалисты сходятся во мнении: этому способствовали увеличение реальных денежных доходов населения и опережающие темпы роста доходов низкооплачиваемых категорий. Как отмечает министр труда и социальной защиты Республики Беларусь Антонина Морова, Беларусь, в отличие от других республик бывшего Советского Союза, не отказалась от государственного регулирования в сфере оплаты труда. И практика подтверждает правильность этого курса. В настоящий момент средний уровень заработной платы составляет 170 долларов, у бюджетников – 141 доллар. По темпам ее роста мы опережаем все страны СНГ, которым, к примеру, до сих пор не удается решить проблему девальвации минимальной заработной платы. У нас же в последние годы создано законодательное поле, которое не только восстановило основную функцию «минималки», но и значительно увеличило ее реальное содержание. Сегодня уже можно с уверенностью говорить об устойчивой тенденции: за 2001—2003 годы реальные денежные доходы увеличились на 44 процента, зарплата выросла более чем в 4 раза, а ее покупательная способность – на 18,5 процента. Если в 2001 году соотношение минимальной заработной платы и бюджета прожиточного минимума составляло 17 процентов, то за 9 месяцев текущего года оно достигло 69 процентов, а с 1 ноября Президент страны принял решение (все экономические предпосылки для этого есть) о необходимости уравнять размер минимальной заработной платы с бюджетом прожиточного минимума. Таким образом, работающий человек получает гарантию, что не попадет в категорию малообеспеченных. С такими очевидными подвижками к лучшему не могут не согласиться и международные представители. Как отметила в своем выступлении на недавней международной конференции, посвященной проблеме бедности, представитель ПРООН госпожа Джихан Султаноглу, «по сравнению с другими странами постсоветского пространства в Беларуси зафиксирован один из наиболее низких показателей бедности. В 2003 году лишь около 1 процента населения жили на средства, не превышающие двух долларов США в день». Между тем в Молдове таких людей – 15, в Армении – 7,8 процента. Естественно, во многом это связано с эффективной реализацией механизма индексации доходов населения, который изначально был нацелен на поддержку или защиту низкодоходных слоев населения. Механизмы индексации действуют и в системе пенсионного обеспечения. Трудовые пенсии индексируются по росту средней заработной платы и зависят от повышения трудовых доходов экономически активного населения. Минимальные — пересматриваются 4 раза в год в связи с изменением бюджета прожиточного минимума. Начиная с июня Беларусь занимает лидирующее место по уровню пенсионного обеспечения. А в октябре средний размер пенсии по возрасту составил 83 доллара. Реализуемая в нашей стране политика позволяет удерживать уровень безработицы в социально приемлемых рамках. Антонина Морова напомнила, что пик безработицы в 4 процента, который в Беларуси пришелся на 1996 год, в настоящее время снижен до 2,2, а до конца года уменьшится до 2 процентов. Между тем, к примеру, на Украине только зарегистрированный уровень безработицы равен 4,9 процента. Социологи свидетельствуют: риск попадания в число малообеспеченных связан с количеством иждивенцев в семье. В первую очередь детей. Поэтому государство ведет политику, направленную на социальную защиту семей с детьми. Сегодня, например, размер пособия на ребенка до трех лет достигает сорока долларов в месяц. Это, согласитесь, весомое подспорье. Над совершенствованием социальной помощи населению правительство работает все последние годы. Внедренная в 2001 году система адресной помощи была только началом. В этом году республика перешла к новой модели адресной социальной помощи. Теперь право на ее получение будут иметь все семьи, имеющие детей, а не только многодетные и неполные. Озабоченность государства понятна: материальные трудности ведь могут возникнуть не только в многодетных, но и в семьях, воспитывающих всего одного ребенка. И эти шаги далеко не последние на пути к повышению уровня благосостояния соотечественников. По словам первого заместителя министра труда и соцзащиты Республики Беларусь Елены Колос, планируется введение так называемых фильтров для адресной социальной помощи: она должна оказываться тому, кому в самом деле требуется, а систему индексации доходов предстоит построить так, чтобы она на сто процентов защищала бюджет прожиточного минимума от роста цен. Впереди еще и взятие планки по заработной плате, установленной на отметке в 250 долларов. В том, что эти задачи будут выполнены, сомневаться не приходится: положительная динамика в области оплаты труда и социальной защиты налицо.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter