Проект указа «О ведении лесного хозяйства и реализации древесины» рассмотрен на совещании у Президента

Богатство должно прирастать

На доклад к Президенту пришли вице‑премьеры Владимир Дворник и Юрий Назаров, министр лесного хозяйства Виталий Дрожжа и Председатель Комитета госконтроля Леонид Анфимов. Прежде чем начать разговор о предлагаемых новациях в законодательстве, Александр ­Лукашенко заострил внимание собравшихся на главном:

— Лес как был нашим богатством, так и остается. Но к этому богатству мы относимся порой, а может быть, зачастую безобразно. Я уверен, что если бы мы к природе относились ответственно и с уважением, то мы бы жили не только гораздо лучше, но и вирусы бы нас не взяли. Потому что это не только богатство, это здоровье наших людей, потому что у нас почти половина территории — это леса и болота.


Ценный ресурс

Лес — это еще и ценный возобновляемый экономический ресурс. Поэтому Глава государства подчеркивает:

— Это богатство в Беларуси есть, и к нему надо относиться по‑человечески. Надо это ценить, беречь и вовремя восстанавливать лес.

По словам Президента, в Беларуси уже многое сделано для того, чтобы эффективно использовать лес. Мотивация таких действий такова:

— У нас нет столько нефти, сколько, допустим, в России, нет природного газа. Поэтому у нас земля, лес и людские руки — это ресурс, который мы должны использовать рачительно. И коль это наше богатство, надо прирастать лесом.

Речь шла в том числе и о совершенствовании системы реализации древесины производителям и ценообразовании на нее. Глава государства поинтересовался у участников совещания:

— Вы вносите проект указа, который в значительной степени меняет порядок реализации лесных ресурсов в Республике Беларусь. Какие вы вносите предложения? Я хотел бы, чтобы вы это изложили и обосновали, прежде чем я подпишу этот указ. И ответите мне на вопрос: зачем нужен этот указ? Почему мы не можем работать в той системе координат, которая сегодня есть? Почему ее надо менять? Если мы придем к общему мнению и это будет выгодно и лучше для нашей экономики и для людей, мы эту систему или поменяем, или подремонтируем, усовершенствуем. Но цель одна — мы не должны по‑варварски относиться к лесным ресурсам, к природе. Все, что мы сделаем, должно быть в плюс — в денежном выражении, для бюджета, для людей, для страны. То есть все должно быть не во вред и принести пользу. Вот один критерий и принцип, которому мы должны следовать, рассматривая этот вопрос.


Предложенные изменения касаются исключительно внутреннего рынка и призваны облегчить доступ к сырью отечественным производителям. Что касается зарубежных поставок древесины, то здесь позиция Президента неизменна:

— Вы ко мне по внешнему рынку даже не приходите… На внешний рынок мы должны продавать продукцию лесного хозяйства с высокой добавленной стоимостью. Чтобы не получилось так, что вы доску сделаете и продадите в Германию, Словакию или еще куда‑нибудь, а они из этой доски сделают мебель и продадут нашей стране. 

Глава государства ориентирует на максимально полную переработку леса в стране:

— Мы сами должны делать, насколько это возможно. Я понимаю, что мы не все можем переработать и продать готовое с высочайшей добавленной стоимостью. Но последние случаи говорят о том, что многое можем. Вплоть до того, что во Францию начали поставлять готовые дома. Приехали, поставили, деньги они нам заплатили — уехали. Надо дальше строить, чтобы это не было разовой какой‑то акцией. Вот в чем вопрос. Поэтому на внешние рынки — только будет усиление с моей стороны.

Александр ­­­Лукашенко напомнил о ситуации, которая царила ранее и потребовала его вмешательства:

— Балансовую древесину, строительный лес — все вывозили. И кто только не вывозил. Эту контору я прикрыл. И осталось маленькое у вас окошко продать этот хлам, бурелом. На него есть спрос. Ну и до Светлогорска (модернизации Светлогорского ЦКК. — Прим. ред.) мы продавали тонкомер. Сейчас мы это все можем переработать у себя.

Президент подвел черту:

— Поэтому на внешние рынки мы будем продавать только готовый товар. Чтобы из него уже невозможно было что‑то сделать и нам перепродать.


Семь раз отмерь

После совещания заместитель Премьер‑министра Юрий Назаров рассказал журналистам о тех мерах, которые были предложены. По его словам, основной блок вопросов призван упорядочить правила реализации на внутреннем рынке. Вице‑премьер уточнил:

— Они действуют с 2007 года, и, конечно, за такой период времени уже слишком много накопилось некоторых иных факторов на нашем внутреннем рынке. Поэтому мы предлагали механизм упорядочить.

Юрий Назаров пояснил, что предлагаемые изменения затрагивают различные аспекты правил реализации древесины:

— Как продавать, какие объемы продавать, кому продавать… Через биржу, также дать возможность облисполкомам принимать решения на местах, чтобы часть ресурса распределять, минуя биржевые торги для развития малого, среднего бизнеса, предпринимательства. Основные направления такие. То есть предлагалась корректировка действующих правил с учетом нынешних реалий.

При этом вице‑премьер подчеркнул, что изменения правил работы на внешних рынках не предусматривалось изначально:

— Кругляк к продаже на внешние рынки запрещен без согласования с Президентом. Иногда в некоторых случаях Президент дает разрешение. Например, когда у нас было стихийное бедствие. Появлялся массовый излишек древесины. Чтобы она не потеряла технические качества, надо было экспортировать. В этом документе о внешнем рынке речь не шла.

Итогом совещания стало поручение Президента доработать документ. Как предположил Юрий Назаров, видимо, некоторые аргументы докладчиков были не очень убедительны. Доработка много времени не займет, и, по словам Юрия Назарова, в ближайшее время обновленный документ будет внесен на рассмотрение Президенту.

kryat@sb.by

Фото БЕЛТА

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter