Секретные переговоры чекистов-партизан спецотряда НКГБ БССР

«Боевой» в тылу врага

(Окончание. Начало в №№ 77 — 83)

На дворе — весна 1944-го. Белоруссию скоро освободит Красная армия. Дальше — Польша, но ряд важных вопросов по-прежнему без ответов. Как нейтрализовать тысячи изменников, поставленных под ружье Белорусской краевой обороной? Можно ли без кровопролития умерить пыл польских партизанских отрядов, для которых «красная зараза с востока» порой страшнее нацистской оккупации? Чекисты «Боевого» шаг за шагом ищут тропинку в топком болоте переговоров.


«НАША ЦЕЛЬ — БОРЬБА С КРАСНЫМИ ПАРТИЗАНАМИ»

Всю серьезность «польского вопроса» по состоянию на март 1944 года показывает вот это сообщение польских партизан в немецкую Орст-комендатуру местечка Подбродье. Письмо перехватили и перевели разведчики спецгруппы: 

«Настоящим довожу до сведения, что сегодня, 1 марта 1944 года, нами разбит советский партизанский отряд Бородача, насчитывавший 95 человек. Потери большевиков — 32 убитых, 6 пленных, 10 раненых. Среди убитых есть и сам Бородач, и его заместитель, также между убитыми советскими партизанами есть много литовцев, которые действовали совместно с советскими партизанами. Бородач также был литовцем: так показали пленные. Довожу до сведения Орст-комендатуры, что против немцев мы не воюем и не намерены с вами воевать, поскольку вы не будете нам препятствовать. Наша цель — борьба с красными партизанами, которые совместно с жидами убивают наших родных и ожидают красной заразы с востока. Документов часть отсылаю, остальные послал в Вильно. Отряд Бородача являлся колыбелью бригад литовских партизан и имел характер диверсионный. Командир отряда «Блыскавiца».


ПРИВЕТ ИЗ ЛОНДОНА

Тем временем агент НКВД Теодор ведет в Вильно изматывающие переговоры с Польской организацией о налаживании совместной работы партизанских отрядов против немцев. Данные, которые он пересылает в отряд, оптимизма не внушают. Польская организация  АК с главным штабом в Варшаве финансируется и получает все инструкции от польского правительства из Лондона, и риторика в отношении советских партизан здесь пока крайне жесткая. Вот что сообщает Теодор:

«<…> Мне показали приказ, датированный последними числами февраля 1944 года, в котором говорилось дословно следующее. Он ничем не обязывает Польскую организацию, работающую на территории Польши, а, наоборот, надо организовывать польские партизанские отряды, которые должны защищать интересы поляков и по возможности уничтожать партизанские отряды Советов. Дальше для проведения этого местным отделам организации дается право выполнения этого приказа какой угодно ценой. На мой протест, что это безумие и что за такие вещи миллионы поляков заплатят головой, мне заявили: подождите немного, и вы увидите, как мы расправимся с советскими партизанами в Рудницкой Пуще и у Нарочи. После Пасхи и следа не останется от них. <…> Дальше в субботу видел последний приказ, в котором говорилось, что английское правительство категорически утверждает: границы Польши не только не будут уменьшены, а, наоборот, увеличены до Минска и т.д. <…> Вообще, благодаря таким приказам и т.п. среди Польской организации царит убеждение, что Англия создает польское государство — такое, какое будет выгодно самим полякам. А пока надо уничтожать большевиков, потому что они еще сильны, а потом взяться за немцев. Не знаю почему, но все без исключения поляки считают Советы гораздо большим врагом, чем немцев. Одно верно, что, работая за английские деньги, поляки поступают согласно инструкциям, полученным из Лондона, а они таковы, как я доношу. Teodor. Март 1944 года».


ДРУЖБА ПО ПРОТОКОЛУ

Несмотря на мрачный фон, переговорный процесс между чекистами и польскими партизанами продолжился. В архиве группы мы находим протокол №1, датированный 9 мая 1944 года. В имении Старые Рахлишки Новогрудского округа тайно встречаются командир разведгруппы спецотряда «Боевой» капитан Заботин П., сержант Наумов А. и руководство польской группы «Восход» — поручик Гжегош и подпоручик Ян. Итоги записаны карандашом на простой бумаге и подписаны всеми участниками встречи:

«Конференция решила: 1. Наладить дружественные отношения между советскими и польскими партизанами, вплоть до совместной деятельности и помощи друг другу. 2. Прекратить террор по отношению к семьям партизан, как советских, так и польских. <…> 7. Вхождение в переговоры или какие-либо сношения с немцами и их союзниками будут рассматриваться как измена. <…> Протокол зачитан вслух, содержание обеим сторонам понятно, что и удостоверяем своими подписями. Заботин. Гжегош. Ян. Наумов».


АРМИИ РАЗНЫЕ, ВРАГ — ОБЩИЙ 

1 июля 1944 года диалог выходит на новый уровень. В уже известном нам имении Старые Рахлишки встречаются польская и советская военные делегации. Первая — под руководством командующего Виленского и Новогрудского округов польской местной армии Вилька с четырьмя офицерами и солдатами Польской армии, подчиняющейся главнокомандующему вооруженных сил страны и верховному вождю Польских вооруженных сил от польского правительства в Лондоне. Советскую сторону представляют четыре делегата дислоцирующихся в Рудницкой пуще партизанских отрядов под руководством полковника Габриса. Итоги переговоров детально изложены в переводе разведчиков «Боевой»:

«<…>Польская сторона предложила для окончательной ликвидации инцидентов между советскими партизанскими отрядами и отрядами польской местной армии ввести на всей территории Виленского и Новогрудского округов непосредственный контакт среди руководителей соседних отрядов обеих армий. Для этого польская сторона обязуется немедленно издать общий приказ для обоюдного военного сотрудничества и вносит предложение, чтобы советская сторона ходатайствовала об издании аналогичного приказа для всех советских партизанских отрядов, оперирующих на вышеупомянутой территории. <…> Польская сторона считает необходимой координацию военных против общего врага — немцев и в связи с этим создание общего органа, который бы регулировал военное сотрудничество обеих сторон, и одновременно ввести в некоторых отрядах офицеров связи. <…> Польская сторона заявляет, что, так как Польская Республика не находилась и не находится в состоянии войны с Советским Союзом, Советская армия, вступающая на восточные земли Польской Республики, будет принята как армия, борющаяся с общим врагом. В связи с этим местные отряды Польской армии готовы помогать действиям Советской армии. Следующая встреча намечена на 10 — 12 июля 1944 года в этом же месте. До этого времени советская сторона обязуется дать ответ от своих компетентных военных властей». 

Эта важная дипломатическая победа чекистов-партизан спасла тысячи жизней с обеих сторон. И помогла превратить без пяти минут врагов в союзников. Уже через 10 месяцев безоговорочно капитулирует Германия. Начнется еще одна невидимая, скрытая от посторонних глаз война — против предателей, бывших полицаев, коллаборационистов всех мастей и рангов. В архивах «Боевого» и других спецотрядов НКВД их многочисленными «подвигами» была наполнена не одна папка. В мае 1945-го пришло время их раскрыть и вспомнить все…


Архивы спецгруппы «Боевой» читал Василий МАТВЕЕВ

Иллюстрации взяты из партизанской газеты «Детонатор»

Р.S. Редакция благодарит руководство Комитета госбезопасности за предоставленную возможность поработать с архивными материалами.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter