«Боевой»: хранить вечно!»

Героическую биографию спецотряда раскрывает Центральный архив КГБ

Героическую биографию этого спецотряда раскрывают увесистые тома Центрального архива Комитета госбезопасности Беларуси

«Вы порадовали нас, ветеранов»

Сегодня наша газета продолжает рассказывать о мужественной и героической борьбе советских чекистов с фашистскими захватчиками на временно оккупированной территории Беларуси.

По распоряжению председателя Комитета государственной безопасности Республики Беларусь, генерал-лейтенанта Вадима Зайцева, автору публикаций предоставлены для ознакомления отдельные документы некоторых спецгрупп НКГБ БССР, которые находятся на хранении в Центральном архиве комитета.

Исключительно важную, мало изученную тему «Р» разрабатывает совместно с Центром информации и общественных связей КГБ республики. Тема, скажем прямо, весьма сложная в силу своей специфики и содержания. Тем не менее она, насколько это возможно, должна быть раскрыта, чтобы люди, наконец, полнее узнали об огромном невидимом фронте, созданном в годы войны советскими чекистами в тылу врага на территории нашей республики. Это особенно актуально сейчас, когда мы готовимся отметить 65-летие Великой Победы над нацизмом.

Первые публикации в «Р» на эту тему вызвали большой интерес у наших читателей, особенно у старшего поколения. Вот, к примеру, что пишет ветеран войны Алексей Пискунов:

«В редакцию газеты «Рэспубліка»

Хочу от души поблагодарить от себя лично и от имени ветеранов Беларуси редакцию газеты и журналиста Михаила Шиманского за публикацию материалов о героизме и мужестве чекистов во время Великой Отечественной войны в Беларуси. Думаю, не я один читал с большим внимание и удовлетворением глубокие по содержанию, правдивые и яркие статьи о наших чекистах, наших разведчиках, их умении громить ненавистного врага, знать его сильные и слабые стороны, разить его в самое сердце. И какая глубокая вера в нашу Победу над врагом.

Материал хорош тем, что он написан на основе подлинных документов и воспоминаний самих участников этих событий. И наверняка такие документы, такие материалы раскрываются на страницах нашей печати впервые. Спасибо вам, что порадовали нас, ветеранов».

На всю оставшуюся жизнь

Меня как члена Президиума Республиканского совета Белорусского общественного объединения ветеранов постоянно спрашивают бывшие фронтовики и партизаны: буду ли продолжать данную работу. Уважаемые друзья, конечно же буду, здесь я вижу свой гражданский, профессиональный и моральный долг. И писать про это нужно сердцем. Ибо, как поется в популярной песне:

На всю оставшуюся жизнь

Нам хватит подвигов и славы,

Победы над врагом кровавым –

На всю оставшуюся жизнь.

Эти подвиги и славу достойно разделили белорусские чекисты, вступившие в единоборство с фашистскими захватчиками. Спецотряд «Боевой» занимает особое место.

Увесистые тома, рассказывающие о его славных делах, хранятся в Центральном архиве КГБ Беларуси. Когда я начал знакомиться с ними – удивлению моему не было предела. Почти за полвека беспрерывной и напряженной работы в отечественной журналистике мне приходилось часто изучать самые разные и в большом количестве архивные документы. Но то, что есть о «Боевом», просто уму непостижимо. Поистине уникальная героическая летопись. Как жалко, обидно и досадно, что она до сих пор оставалась невостребованной. Ибо ценнейшие документы, аккуратно подшитые в папках, это все-таки документы. Они могут заговорить лишь тогда, когда к ним прикоснется журналист-исследователь, чтобы поведать о смелых, безгранично преданных Родине людях, их делах.

Неклюдов на «специальной работе»

Итак, отряд специального назначения «Боевой». Действовал на территории Витебской, Вилейской областей и Литовской ССР. С августа 1942 года им командовал Валентин Леонидович Неклюдов. Он родился в 1910 году в Омске в семье служащего. Член КПСС. В 1931 году окончил Новосибирский коммунистический университет. С 1933-го – в органах госбезопасности. Участник обороны Москвы. 5 ноября 1944 года ему присвоено звание Героя Советского Союза. В 1944—1958 годах работал на ответственных должностях в органах МГБ и МВД Белорусской и Молдавской ССР.

Однако мы забежали немного вперед. Читаю заявление Кузнецовой А.И. – и будто чувствую ее глубокое волнение, беспокойство и тревогу. Она просит помочь в розыске своего мужа — Валентина Леонидовича Неклюдова. Резолюция на заявлении начальника ОКР «Смерш» Уральского гарнизона майора Иванова: «С ответом просьба не задерживать. 31 июля 1943 года». И здесь же ответ Иванову: «Неклюдов Валентин Леонидович находится на специальной работе по плану Управления НКГБ СССР. Жене его, Кузнецовой А.И., высылается денежное содержание в сумме 1500 рублей в месяц».

Вот так – находится на специальной работе — и все. Кратко, а бедной женщине думай как хочешь. Страшная война разбросала людей по всему миру, судьбы многих были непредсказуемы. Что касается чекистов, то здесь делами правил, а значит и распоряжался людьми, всемогущий НКГБ СССР. Иначе и нельзя было в то тяжелейшее время.

Та самая «специальная работа» — это спецотряд «Боевой», где вначале Неклюдов был комиссаром, затем командиром. Место, если можно так выразиться, работы – Беларусь.

Оговорюсь сразу: в этом моем очерке лишь малая часть совершенного «Боевым», ибо он, конечно же, заслуживает целого повествования.

Рапорт в Москву

Смотрю рапорт о деятельности отряда с 1 апреля по 1 сентября 1943 г. Документ дает представление, в каких условиях действовали и боролись с врагом чекисты в это время. И что они выполняли. Лишь несколько выдержек (привожу с полным сохранением текста). «Еще будучи в прежнем районе отряд пережил 2 карательные экспедиции, в последнюю из них, 12 марта, штабная группа с рацией и госпиталем попала в кольцо карателей, действующих на территории Освейского и частично Дриссенского районов. Через 6 дней в труднейших условиях распутицы и ледохода группа без потерь вышла из окружения. И как только вышли в новый район, сразу же попали в блокаду. Немцы организовали в четырехугольнике Докшицы, Борисов, Лепель, Березино карательную экспедицию против партизан, исключительную по количеству участвующих войск и техники (до 50 000 карателей)… Наш отряд вышел без потерь мелкими группами из окружения в тыл карателей и тут же приступил к работе.

Отряд насчитывает 180 человек. Потери отряда с 1 апреля по 1 сентября: Лидов, боец Игнатьев из местных подорвались на минах. Симон – не раскрылся парашют… т.е. убито 8 человек и ранено 4, раненые уже встали в строй».

В рапорте содержится информация о диверсионной и боевой деятельности отряда. За отчетный период «Боевой» произвел следующие диверсии. Пущено под откос 26 эшелонов и 1 бронепоезд противника. При этом выведено из строя 26 паровозов и 214 вагонов с различными грузами, из них 10 с живой силой, 37 с боеприпасами и 6 бронированных.

Взорвано 3 железнодорожных моста на линии Полоцк—Молодечно. Сожжено или взорвано 15 шоссейных мостов, в их числе 30-метровый бетонированный мост на шоссе Будслав—Долгинув (так в тексте). На минах, установленных отрядом, в разное время подорвалось 11 автомашин, 1 броневик и 2 подводы. При этом убито 85 немецких офицеров и солдат, а также 7 полицейских. Выполняя приказ Пономаренко об уничтожении 200 рельсов, отряд взорвал на линии Молодечно—Полоцк 217 рельсов.

Дальше сообщается об успешных налетах на гарнизоны противника в трех местечках. И в заключение: на результатах диверсионной работы отряда безусловно сказались острый дефицит, а подчас и полное отсутствие тола и новой подрывной техники (мин замедленного действия, вибрационных замыкателей и т.д.)

В отряде — хорошие люди

Но все равно шли и шли на «железку» подрывные группы. Они были небольшими по количеству, значит, весьма мобильными; их возглавляли опытные специалисты-подрывники Виктор Лидов, Евгений Иванов, Степан Щетнев, Николай Иванов, Леонид Егоров. Ведь центр четко поставил перед «Боевым» ответственную задачу: всячески мешать продвижению воинских эшелонов противника, взрывать его поезда, идущие на Восточный фронт…

И эту задачу отряд выполнял неукоснительно, о чем свидетельствуют многочисленные донесения в Москву.

«На ж.д. Полоцк—Молодечно у нас почти на каждой станции и в селах, прилегающих к ж.д., агентура, которая нам помогает в диверсиях… Иначе мы бы не имели такого числа спущенных эшелонов противника».

Состав отряда в политико-моральном отношении здоров. Хорошие люди, все хотят как можно лучше выполнять свой долг перед Родиной.

23 августа 1943 г. Неклюдов, к примеру, сообщил, что в связи с рельсовой войной на ж.д. Молодечно—Сморгонь—Вильно эшелоны ночью ходить перестали. Днем идут 3—4 поезда по линии Полоцк—Молодечно, также идут только днем по 17—20 эшелонов в сторону фронта. И дальше сообщение от Неклюдова: на линии Молодечно—Полоцк—Крулевщизна—Вильно отрядом взорвано 188 рельсов. Эта работа продолжается. 24 августа отрядом сожжено 4 моста.

25 августа подорван эшелон с продовольствием…

На помощь «Боевому»

Отряд был сформирован в Москве в феврале 1942 года. Разумеется, в него подобрали физически крепких, выносливых парней – всего 44 человека. Среди них много спортсменов, отличных лыжников. Войсковую разведку возглавил москвич Василий Хартулари, известный егерь, охотник на волков и медведей. Боец Евгений Иванов — альпинист, заслуженный мастер спорта, Леонид Егоров – также мастер спорта, борец, обладавший огромной физической силой. Марк Андреев – марафонец, здорово бегал 42-километровые дистанции. Совсем юный Коля Подшиваленко…

Документ, свидетельствующий о пополнении «Боевого».

Утвердил начальник 4-го Управления НКВД СССР генерал-майор госбезопасности Судоплатов.

План выброски группы в тыл противника – на базу отряда «Боевой». В целях оказания практической помощи в активизации разведывательной работы действующего в районе Полоцка отряда «Боевой», направить на базу «Боевого» спецгруппу в составе:

1. Зам. командира Корниенко Н.А.

2. Оперработника Захарова С.С.

3. Оперработника Сержантова И.Б.

4. Радиста Герич М.И.

5. Радиста-метеоролога Лаптева Г.А.

И еще четырех бойцов. Какие задачи ставились группе? В районе деятельности отряда «Боевой»: создать базу для приема из центра бойцов и дальнейшей переброски ее в глубокий тыл противника (в направлении Латвии и Западной Белоруссии). Внедрить агентуру в административные органы, отделения гестапо, полиции, националистические организации, корпус самообороны, находящиеся в городах Витебске, Полоцке, Невеле, Дриссе, Себеже и др.

Далее – собирать сведения о руководящем составе вышеназванных структур. Агентурно подготовить и секретно снять руководящего офицера отделения гестапо в г. Полоцке и доставить его в Москву. Агентурным путем выкрасть розыскной список гестапо № 3 и вновь изданный немцами учебник по разведке, называющийся «Разведывательная служба противника на Северном фронте», а также другие документы, представляющие оперативную ценность. Способ переброски – переход через линию фронта. Группу сопровождают связники, прибывшие с базы отряда «Боевой», Щетнев С.К. и Иванов Ю.М.

«По данным разведки»

Что и говорить, сложнейшие задачи. Поэтому и состав группы был подобран очень тщательно. Характеристика на Николая Корниенко 1918 года рождения. Предан партии Ленина—Сталина, идеологически выдержан. Морально устойчив. Бдителен, военную тайну хранить умеет. В военном отношении подготовлен хорошо. Он работал помощником начальника заставы 2-го погранотряда НКВД СССР.

Автобиография Германа Лаптева написана им собственноручно 10.12.42 г. Родился 29.09.1924 г. в семье рабочего в г. Кирове. В 1942 г. в сентябре добровольно вступил в ряды РККА. Его фото: совсем мальчишка, с вихром непослушных волос, в простом полушубке. С доверчивым взглядом юных глаз. Предписание о зачислении в роту спецформирования прибывших в распоряжение 4-го Управления НКВД СССР радистов-метеорологов. Среди них и Лаптев Герман Александрович.

(Окончание в следующем номере «Р»)

На снимке: командир отряда «Боевой» В. Л. НЕКЛЮДОВ.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter