Бодались телята с колхозом

Поводом для моей командировки в Белыничский район стал телефонный звонок.
Поводом для моей командировки в Белыничский район стал телефонный звонок.

В корпункт позвонил главный ветеринарный врач колхоза им. Чкалова Валерий Вусик и сообщил, что в хозяйстве в июле пало 9 телок, а 13 прирезали - чтобы не мучились. Причина гибели у всех одна - истощение.

Признаюсь, сообщение это воспринял с изрядной долей скепсиса - на дворе лето, изобилие кормов. Можно ли говорить о голодной смерти?

Оказывается, можно.

Пришел на ферму. Ходят по загону бедные животины, напоминая собой узников концлагеря, - кожа да кости. В свои 8 месяцев телята должны весить килограммов 140. Чкаловские экземпляры раза в два легче.

- Эти животные должны были сдохнуть давным-давно, - говорит Валерий Вусик, - когда их перевели с другой фермы. И тогда они уже были слабыми, плохо ели. Я взял кровь на анализ. Оказалось, что содержание каротина ниже допустимого предела в 10 раз. Дал рекомендации: во избежание падежа, включить в рацион корма, соответствующие данной возрастной группе, с высоким содержанием каротина, провести витаминизацию. Витамины телятам прокололи, но толку-то - питание не улучшилось. Вот и ЧП - падеж.

По-другому быть и не могло. На ферме проблемы, а бригадир Валентина Белова неделю не показывается на работе, говорят: "загуляла". Зоотехник сбежала от проблем и попросилась на должность заведующей зернотоком. На что и получила согласие правления колхоза (?!). После приезда комиссий о телятах наконец-то "вспомнили".

А комиссии ездили и смотрели на бедных животных, тщательно изучали документы. И все никак не могли прийти к единому мнению. Заведующий отделом областной ветеринарной лаборатории Валерий Коровкин глубокомысленно выдал: было бы у животных нормальное питание, уход, не было бы таких немощных телят.

Животноводы же пытались намекнуть, что ветеринары лукавят и якобы была какая-то инфекция. Даже хотели, мол, прирезать одну из оставшихся телочек, посмотреть, больна ли она либо просто находится на грани истощения.

После долгих раздумий начальник производственного отдела Могилевского госплемпредприятия Ефим Плоткин предложил версию случившегося, которая должна была устроить все стороны. Колхоз закупил телят у населения, а люди, прежде чем сдавать животину хозяйству, холили и лелеяли ее. Попав же в условия фермы, телочки не выдержали "испытаний" и заболели. В этом, мол, корень всех проблем. Очень удобно: скотина, дескать, сама виновата - нечего было панствовать да деликатесничать. Специалисты хозяйства и районные службы, призванные не допускать падежа скота в районе, могут облегченно вздохнуть - виновных нет: обстоятельства так сложились!

А когда кто-то из членов комиссии заметил: неплохо было бы, если б оставшиеся телята скорее подохли, все равно ничего путного из них уже не получится, председатель колхоза Валерий Авчинников аж облегченно крякнул: "Так, может, я их завтра на бойню и отправлю?"

Конечно, колхозу-разгильдяю было проще свалить со своей шеи телочек, которых, как малых детей, надо выхаживать и чуть не из соски выкармливать. Забили - и забыли. Но кто возместит убытки: ведь за скотину деньги уплачены, на телят потрачены немалые средства - на витамины, корма, топливо для автомобиля, который привозит сено, на зарплату рабочих, которые якобы были призваны за молодняком следить. Да никого это уже, похоже, не интересует.

На следующий день после того, как побывал в хозяйстве, позвонил в колхоз, чтобы уточнить кое-какие факты. И узнал, что когда в хозяйстве работало аж две комиссии, телочки так и остались голодными - подсунули им полугнилую солому. А зеленую массу, хоть и обещали, так и не привезли. Знаю, если в деревне у кого-нибудь сдыхает корова, то голосят по ней, как по близкому родственнику, не только потому, что привыкли к живому существу, а и потому, что за счет молока идет солидный доход в дом. В колхозе же на животину просто плюют. Мало того, что бесчеловечно так относиться к живому существу, о котором человек берет обязательство заботиться, так ведь животноводы игнорируют элементарные правила хозяйствования.

Замечу, людям со слабыми нервами лучше не заходить на многие наши фермы. Мурашки по коже побегут, когда увидишь "общественных" животных.

Лишь один раз я увидел ферму, где в тапочках можно ходить и где каждую коровенку холят и лелеют. Но это было у фермера...
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter