Блюз живет в Минске

Ноябрь пройдет в джазовых тонах
Ноябрь пройдет в джазовых тонах

В городе совершенно неожиданно с разбежкой в несколько дней пройдут сразу два блюзовых фестиваля. Завтра заглянуть на огонек в Малый зал Дворца Республики приглашает «Минск Блюз–2007», а 22 ноября в концертном зале «Минск» состоится старейший музыкальный фестиваль «Блюз живет в Минске». В прошлом году, кстати, он отметил десятилетний юбилей, поэтому именно его все же по праву можно считать главным концертным шоу этого популярного жанра в нашей столице.

Для поклонников блюза такое двойное музыкальное событие, несомненно, праздник. Как говорится, не было ни гроша, да вдруг алтын.

Год от года фестиваль Геннадия Старикова подтверждал свой неизменный и почти буржуазный статус (хотя никаких примет, указывающих на то, что блюз — это музыка буржуазная, нет) высокой техникой исполнительского мастерства и качеством музыкального материала. Фестиваль всегда подходил к построению концертной программы с хронологической точки зрения и пытался выявить ключевые периоды в истории становления и развития этой музыки. К тому же лидер популярной московской группы «Лига блюза» Николай Арутюнов, известный своим непростым нравом, лишь бы к кому приезжать столько лет подряд не будет. Зайдите на сайт артиста и убедитесь, как плотно расписан его гастрольный график. Хотя правоты ради стоит признать, что имя Арутюнова сегодня совсем не на слуху. Что можно считать только плюсом. Арутюнов как настоящий блюзмен создал свою собственную нишу, позволяющую ему даже пренебрегать правилами игры музыкального истеблишмента. Известен случай, когда Арутюнов отказался принимать участие в предвыборном концерте в поддержку Бориса Ельцина, заявив, чтобы организаторы «обратились к музыкантам, более нуждающимся в деньгах».

«Я не выхожу на сцену с кем попало, — признается Арутюнов. — Но я с удовольствием пою с людьми, которых люблю, знаю и уважаю». Может, потому ему и удалось выступить с Крисом Фарлоу и Би Би Кингом. «К сожалению, и в Беларуси, и в России так сложилось, что музыканты типа Фарлоу — для узкого круга посвященных. Вот если бы он поучаствовал в «Фабрике звезд», — шутит Арутюнов.

«Блюз живет в Минске», по словам самого Старикова, всегда ориентировался на академические примеры блюзовой музыки, на ее классику. Поэтому каждый год форум несет в себе еще и огромный образовательный заряд. В фестивале нет ребяческого желания опровергнуть авторитеты, «сбросить с парохода современности» патриархов. Наоборот, он всячески культивирует имена своих корифеев. Вполне возможно, в том, что в Беларуси появляются такие группы, как Svet Boogie Band, представлявшие нашу страну на музыкальном фестивале в Лондоне, заслуга именно фестиваля Геннадия Старикова.

Хотя у Старикова группа как раз не споет, предпочитая другой выход — на сцене Малого зала Дворца Республики.

— Честно говоря, для меня ситуация подобного контрпрограммирования — довольно неприятная, — говорит Геннадий Николаевич. — Зачем кому–то понадобилось организовывать блюзовый фестиваль в традиционное для нашего мероприятия время? Хотя я не сомневаюсь, что публики, которая ценит и понимает блюз, хватит на всех.

...Что ж, момент конкуренции очевиден. Но вряд ли молодая армия блюзменов потеснит Геннадия Николаевича с его заслуженного места, хотя понервничать и мобилизовать творческие силы наверняка придется. Кстати, сил этих у Старикова как раз хватает. Иной раз просто удивляюсь его напору и творческому азарту. Геннадия Николаевича всегда переполняют космические идеи. Во время трагического наводнения в Новом Орлеане, регионе, некогда воспетом Марком Твеном и Бичер–Стоу, благословенной родине блюза, Геннадий Николаевич выступил с инициативой организовать своеобразный стройотряд помощи из музыкантов и написал не только пронзительную балладу–реквием, но и открытое письмо своим американским коллегам–музыкантам со словами поддержки. Во время «газового конфликта» тоже не мог молчать и выразил свою гражданскую позицию в едком и сатирическом «Газовом блюзе». Кроме того, прибавьте к этому вечную публичную войну против FM–формата, исключившего, по мнению Старикова, из эфира качественную инструментальную музыку, открытие «Музея славы блюза и рок–н–ролла», регулярные выступления на концертных площадках...

Конечно, кому–то такая деятельность покажется войной с ветряными мельницами. Но мы все в большей или меньшей степени воюем с ними. Блюзмены вообще всегда немного кичились тем, что существуют в режиме «внутренней эмиграции», не ориентируясь на конъюнктуру рынка, вкус массового слушателя и формат.

Прекрасно, что зона этого жанра сегодня только расширяется. Важна сама тенденция — перекормленный попсой слушатель все больше дифференцируется по пристрастиям и отдает предпочтение если уж не явной альтернативе, то, по крайней мере, четко выраженному жанровому направлению. Блюзовых фестивалей подобного уровня в европейской столице должно быть не два, а десять. Будем считать, что нынешний дуплет — не простое стечение обстоятельств, а симптом роста музыкальной индустрии и интереса к качественной музыке.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter