Почему медленно обновляется комбайновый парк

Блюдечко с лизинговой каемочкой для комбайна

Как уже сообщала «СГ», ОАО «Гомсельмаш» отправило 10 зерноуборочных комбайнов в наиболее нуждающиеся в обновлении техники хозяйства Гомельской области. А всего в сельхозпредприятия региона к уборочной кампании-2019 планируется реализовать 49 таких агрегатов. На укрепление материально-технической базы АПК выделены средства из областного бюджета. С одной стороны, сообщение радует. С другой — уж больно скромные цифры…

Еще несколько лет назад во время жатвы на полях работало более 10 тысяч комбайнов. Но их число постоянно сокращается. В 2018-м было 9,2 тысячи, к нынешней уборке останется примерно 9 тысяч. Почему так происходит? Ответ прост: обновление идет медленнее, чем списание. В среднем комбайн выходит на поля 12 сезонов. Получается, ежегодно парк надо обновлять примерно на 8 процентов, покупать не менее 750 уборочных агрегатов.

Когда-то так и было. Даже больше. В 2005—2010 годах ежегодно закупали по 1600 уборочных агрегатов. Этому способствовала Республиканская программа оснащения сельхозпроизводства современной техникой, которая несколько раз пролонгировалась и корректировалась. Действует она и сейчас.

Государство оказывало и оказывает огромную поддержку сельхозпроизводителям. Комбайн, как и любую другую машину для работы на земле, можно взять в лизинг. Условия выгодные: первоначальный взнос — 10 процентов стоимости, рассрочка платежей на 7,5 года. Все затраты банков компенсирует бюджет. Предусмотрены и многомиллионные государственные субвенции на погашение задолженности по лизинговым платежам.

Однако закупки комбайнов падают. В 2018 году в хозяйства поступило лишь 300 — менее половины от минимальной потребности в обновлении. В 2019-м точные цифры пока неизвестны, но больше прошлогоднего вряд ли возможно.

Эксперты заявляют: пока 9 тысяч комбайнов хватит, чтобы убрать урожай. Но в некоторых хозяйствах, где давно не покупали уборочных агрегатов, уже будут ощущаться трудности со сроками проведения уборочной кампании. Потребуется помощь со стороны тех, кто справится с задачей раньше. А в дальнейшем, если не принять радикальных мер, сложности усугубятся.

Почему же хозяйства замедлили замену старых уборочных агрегатов на новые, несмотря на огромную помощь государства? Всему виной слабое финансовое состояние многих из них. ОАО «Промагролизинг» не выделяет комбайны, если есть просроченная задолженность по другой технике. Кроме этого, основательно изучаются возможности потенциального заемщика. Он должен иметь возможность сразу заплатить 10 процентов стоимости комбайна, а в дальнейшем ежемесячно гасить выставляемую сумму. Часто такие требования оказываются не под силу, учитывая, что многим сельхозпредприятиям надо выплачивать текущие кредиты за горючее и удобрения, а также долгосрочные, взятые на строительство ферм.

В прошлом году государство в очередной раз пришло на помощь сельчанам. У организаций АПК появилась возможность направлять на погашение задолженности за поставленную в лизинг технику средства местных бюджетов, предоставляемые им в виде прямых выплат и субсидий.

Лично меня в этой ситуации смущает одно — иждивенческие настроения в некоторых хозяйствах. Государство старается изо всех сил, изыскивает резервы в бюджете, чтобы помочь с обновлением техники. Когда же сельхозпредприятиям намекают, что надо и самим пошевелиться, как правило, следует ответ: нет денег.

Согласен, трудностей немало. У некоторых хозяйств надои молока невысокие, поэтому и доходы от самого денежного товара такие же. Но существуют ведь и поистине золотые жилы. Можно, например, практически ничего не вкладывая, заработать не только на первый взнос для комбайна, но и на другие платежи: выращивание семян трав дает 400—500 процентов рентабельности. Кто-то организует подсобные цеха, другие хозяйства — торговлю. Словом, не бывает безвыходных ситуаций, а есть беспомощные управленцы...

gedroiz@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter